Сейчас, когда белорусская система принудительного исполнения наказаний стоит на пороге серьезных реформ, мы решили узнать у специалистов, какие меры наиболее эффективно заставляют белорусов рассчитаться по долгам, чем обернутся грядущие изменения для автомобилистов.

Экспертом по этой теме для читателей abw.by выступил Андрей Авдеев, начальник главного управления принудительного исполнения наказаний Министерства юстиции Беларуси:

- Для начала стоит пояснить читателям суть происходящих реформ в системе принудительного исполнения. Как известно, до недавнего времени исполнители являлись частью судебной системы. С одной стороны, это кажется логичным, поскольку эти сотрудники призваны следить за исполнением постановлений и решений, вынесенных судом, однако говорить о какой-то единой системе не приходилось. Плюс непростые условия труда, невысокая заработная плата катастрофически сказывались на текучести кадров, что в итоге выливалось в проблемы преемственности и квалификации специалистов.

Указ от 29 ноября 2013 года №530 "О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов" вывел органы принудительного исполнения в самостоятельный институт с подчинением Минюсту. Сейчас мы активно работаем над созданием полноценной системы принудительного исполнения и подготовили два законопроекта, "О судебных исполнителях" и "Об исполнительном производстве", которые сегодня находятся в парламенте. 

- В этих законопроектах вы предлагаете передать исполнителю право принимать определенные решения: например, налагать запрет на выезд за границу, ограничивать в праве управления ТС…

- Да, в числе прочих немаловажных инициатив такие предложения есть. На сегодняшний день, чтобы принять в отношении должника какие-то меры, судебный исполнитель или взыскатель должен обратиться в суд, суд рассматривает материалы дела и решает, избрать ли в отношении должника предложенную меру. Это дополнительная нагрузка и на судей, и на судебных исполнителей. К слову, загруженность специалистов на сегодняшний день настолько большая, что за год в органах принудительного исполнения находится порядка 2,5 миллиона исполнительных производств, а на одного исполнителя в среднем приходится 2000 дел. 

- Но вы говорили, что текучесть кадров большая, зарплата маленькая, от этого иногда страдает квалификация исполнителей. Где гарантии, что они не станут ограничивать в праве выезда или управления ТС всех должников подряд?

- Все названные проблемы находятся в процессе решения. Мы уже предприняли шаги, чтобы поднять специалистам зарплату, соответственно повысятся требования к квалификации сотрудников. И самое главное - порядок применения наиболее серьезных принудительных мер будет четко регламентирован. Конечно, за 75 тысяч рублей неуплаченного штрафа никто не будет ограничивать выезд за границу. Плюс действия исполнителей всегда можно будет обжаловать.

- Значит принципиальной разницы, кто ограничил должника в праве управления или выезде за границу, судья или исполнитель, не будет?

- Для гражданина - нет.

- Запретить человеку управлять ТС или выехать за границу, чтобы заставить его заплатить по долгам, - эти меры активно используются уже сейчас. Сколько человек было ограничено в данных правах? Эффективно ли это?

- Насчет эффективности могу сказать, что в одном из районов страны проводился пилотный проект, который показал, что после ограничения водителей в праве управления автомобилем штрафы были уплачены в 60 процентах случаев. Конечно, однозначно нельзя сказать, что это прямая зависимость, потому что здесь могли сыграть роль и другие факторы. Однако такова статистика. Что касается запрета на выезд за границу, то в 2013 году его получили порядка 5 тысяч человек. 

- Как происходит контроль за такими лицами?

- На данный момент информацию о лицах, ограниченных в праве выезда за границу, Верховный суд передает в МВД, а МВД - в Госпогранкомитет. В случае наделения соответствующими полномочиями судебных исполнителей в дальнейшем планируется, что к этой цепочке присоединится и Министерство юстиции.

- А выехать через Россию?

- В ближайшее время планируется подписание соглашения между нашими государствами об обмене такими базами данных.

- Как вообще обстоят дела с исполнением решений судов и иных органов? Растет количество тех, кто не платит по долгам?

- Я бы не сказал. Объем работы у судебных исполнителей остается примерно на одном уровне. Однако в отношении физических лиц можно отметить, что увеличилось количество неоплаченных штрафов за превышение скорости, зафиксированное камерами, работающими в автоматическом режиме. Это происходит частично потому, что есть проблемы в извещении нарушителей: многие не живут по месту регистрации и не получают корреспонденцию. Другие знают о наложенных штрафах, но сознательно их не платят. Вообще нам надо уходить от бумажных извещений, поскольку это трудозатратно и неэффективно. Мы сейчас активно работаем над тем, чтобы использовать все возможные механизмы извещения: например, с помощью СМС, электронной почты. 

- Сегодня автомобилисты могут располагать только данными базы ГАИ…

- Да, но и здесь есть нюансы. К примеру, наличие неоплаченного штрафа еще не значит, что в отношении гражданина заведено исполнительное производство, наложены какие-то запреты. Как правило, это происходит примерно через 3-4 месяца. Хотя сказать наверняка нельзя. 

- Может, можно позвонить судебному исполнителю?

- Учитывая, что у каждого исполнителя на руках несколько сотен дел, до него порой непросто дозвониться, он не всегда сможет оперативно предоставить какую-то информацию. Для решения этой проблемы будет создана база лиц, в отношении которых заведено исполнительное производство. Чтобы она была в открытом доступе, чтобы любой гражданин мог посмотреть, нет ли за ним неоплаченных долгов. Мы нацелены на то, чтобы система принудительного исполнения была максимально эффективной и прозрачной.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ

ABW.BY