Зимние шины становятся обязательными с 1 декабря по 1 марта

С 1 декабря по 1 марта зимние шины на автомобилях с технически допустимой общей массой до 3,5 т, легковых и грузопассажирских автомобилях массой свыше 3,5 т, а также автобусах массой до 5 т становятся обязательными.

Зимние шины должны быть промаркированы знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее либо знаками М+S, M & S, M.S, M S, остаточная высота рисунка протектора должна быть не менее 4 миллиметров. Шины, маркированные знаком All Seasons, то есть всесезонные, также разрешены. При этом устанавливается, что зимние шины на указанном покрытии должны иметь высоту рисунка протектора не менее 4 мм.

А вообще в указе сказано, что шины легковых автомобилей должны иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм.

Нельзя «переобуть» только два ведущих колеса, передних или задних, - это будет являться нарушением. Согласно указу зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.

К слову, штраф за неиспользование зимней резины составит 0,5 базовой величины (90 тыс. руб.). Нарушение будет подпадать под ч.5 ст.18.22 КоАП "Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных Правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12-18.16, 18.19-18.21 настоящего Кодекса и частями 1-4 настоящей статьи". Повторности по статье нет.

Автокресла обязательны

С 16 января устанавливается также обязанность перевозки детей в возрасте до 12 лет в легковом автомобиле с использованием детских удерживающих устройств или иных средств, позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности (кроме случаев, если рост ребенка превышает 150 см, а также при перевозке в автомобиле-такси).

Отсутствие автокресла будет расцениваться как нарушение правил перевозки пассажиров по ч.5 cт.18.14 КоАП, за что предусмотрено предупреждение или штраф до 4 б.в. (до 720 тысяч рублей). При повторном в течение года нарушении - от 2 до 8 б.в. (от 360 тысяч рублей до 1 млн. 440 тысяч рублей).

При этом запрещается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, спинка которых развернута к лобовому стеклу транспортного средства, если переднее сиденье имеет подушку безопасности, за исключением случая, когда механизм фронтальной подушки безопасности отключен.

Вопросов насчет детских автокресел осталось немало. Например, что делать, если детей в семье трое? Или, скажем, голосующую женщину с ребенком теперь не подвезешь, потому что в авто отсутствует автокресло. Но все случаи в законе предусмотреть невозможно. 

Однако ранее заместитель начальника отдела научно-методического и правового обеспечения УГАИ МВД Александр Занимон отмечал, что можно будет использовать не только автокресло, но и любое действительно обеспечивающее безопасность детей удерживающее устройство.

"Если, например, автокресло конструктивно не помещается в машину, можно использовать другие удерживающие устройства. Но только лишь в том случае, если они позволяют штатным ремнем безопасно пристегнуть ребенка. Данное устройство должно иметь соответствующую сертификацию: хотя бы какие-то документы, подтверждающие, что его можно использовать для обеспечения безопасности малолетнего пассажира", - сказал Александр Занимон. Он также отметил, что перевозка детей без автокресла, если она  осуществляется в условиях крайней необходимости, не считается административным правонарушением.

Очевидно, в скором времени сотрудники ГАИ услышат много историй о крайней необходимости.

Увеличение "практики" в автошколах с 40 до 50 часов

Количество часов практического вождения в автошколах увеличивается с 40 до 50. Впрочем, в указе сказано: "не менее 50 часов обучения управлению автомобилем". То есть разрешается ввести и больше часов практических занятий. Возможно, какие-то автошколы сделают этот факт своим конкурентным преимуществом.

Это, конечно же, повлекло за собой некоторое подорожание обучения. Директор Республиканской ассоциации учебных организаций по подготовке водителей Андрей Максимов отмечал, что практическое обучение - "основная затратная часть, из которой складывается стоимость обучения в автошколах. Увеличение часов по вождению увеличит и стоимость обучения. Будет расходоваться больше топлива, кроме того, нужно учитывать увеличение расходов на зарплату мастеру, амортизацию автомобиля, его обслуживание и так далее. На сегодня невыполнимых условий для автошкол, которые могут поставить их на грань выживания, нет. Кроме одной - отсутствие набора". 

При этом срок обучения остается неизменным - не менее трех месяцев. Увеличение часов на практические занятия будет осуществляться за счет уменьшения часов теоретического обучения.

Примечательно, что если указ вступил в силу спустя три месяца после подписания, то автошколам предоставляется четырехмесячный срок для организации подготовки водителей в соответствии с новыми требованиями.

Транспорту оперативного назначения разрешили еще больше отступать от ПДД

Согласно поправкам в ПДД в некоторых случаях водителям оперативного транспорта разрешили не следовать Правилам и одновременно не включать проблесковые маячки. Об этом аbw.by писал в этой статье.

С 16 января водители транспорта оперативного назначения получат право БЕЗ включения маячков синего или синего и красного цветов:

- пользоваться во время движения транспортного средства аппаратом радио- и телефонной связи, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
- отступать от правил остановки и стоянки транспортных средств. 

Как мы уже писали, вопросы к ГАИ в данном случае не из-за возможности нарушать ее сотрудниками ПДД, а из-за недоверия: действительно ли оперативная необходимость оправдывает такие действия.

Более того, в законодательстве нет четкого указания, что следует считать такой необходимостью. Отдельные моменты, когда следует включать проблесковые маячки, можно найти в Инструкции о работе ДПС ГАИ, но конкретного перечня нет. Возможно, законодательное закрепление случаев, когда ПДД могут быть нарушены с включением красного и синего сигналов, а когда - без включения, сделало бы работу органов внутренних дел прозрачнее.

Однако у сотрудников органов внутренних дел свое видение проблемы.

- Принятие таких изменений вызвано необходимостью, - высказал свое мнение один из них. - Иногда действительно есть необходимость передать информацию во время движения. С парковкой то же самое. К примеру, на днях мы выезжали на разбойное нападение. На место прибыло несколько машин, оборудованной парковки там нет. Естественно, становились и на траву, и на тротуар.

Тихоходов разрешили обгонять даже при наличии одной сплошной разделительной линии

Как мы отмечали, теперь даже при наличии одной сплошной разделительной линии тихоходов разрешили обгонять на законных основаниях.

Ура! Согласно поправкам в ПДД обгон запрещен в зоне действия дорожных знаков «Обгон запрещен», «Обгон грузовым автомобилям запрещен», на поворотах дороги, обозначенных дорожными знаками «Опасный поворот», «Опасные повороты», на подъемах, обозначенных дорожным знаком «Крутой подъем», а также при наличии дорожной разметки 1.1 (за исключением обгона одиночного транспортного средства, движущегося со скоростью менее 30 км/ч), в конце подъемов и на других участках дорог с ограниченной обзорностью дороги.

Работники лесной охраны получили право останавливать автомобили

Специалистам  государственной лесной охраны создали условия для исполнения возложенных на них функций.

Пункт ПДД, куда внесены изменения, звучит так: "Должностные лица Следственного комитета, органов внутренних дел (кроме сотрудников ГАИ), органов государственной охраны, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, Вооруженных сил Республики Беларусь, внутренних войск МВД, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, таможенных органов, Транспортной инспекции  Министерства транспорта и коммуникаций, Государственной лесной охраны имеют право остановки транспортных средств только для осуществления возложенных на указанные органы функций".

Другие новшества

Кроме того, вводятся новые виды дорожной разметки для организации движения велосипедов, а также для обозначения направлений движения по полосам на перекрестках со сложной конфигурацией.

К элементам дороги отнесены расположенные на проезжей части дороги посадочные площадки и островки безопасности, что позволит распространить обязанность владельцев дорог по содержанию элементов дорог в безопасном для движения состоянии на указанные сооружения.

Изменяется минимальная степень светопропускания для ветрового стекла транспортного средства, при которой допускается его участие в дорожном движения, с 75 до 70%. Что касается тонировки, то в этом пункте ПДД есть противоречия Техрегламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», который к стеклам автомобиля предъявляет иные требования. Впрочем, техрегламент, как мы писали не раз, не работает, хотя и должен был вступить в силу 1 января.

Марина АЖГИРЕЙ
ABW.BY