С заниженными автомобилями мы уже знакомили наших читателей. Как-то нам и самим удалось прокатиться на BMW 3-Series (E36 Coupe), да и фоторепортаж с фестиваля заниженных автомобилей готовили. Но в комментариях было больше непонимания и осуждения. Ну не знает массовый автомобилист о том, что такое автокультура Stance и Resto Custom. 

Эта команда из Гродно известна под названием "Мечта". Вот уже несколько лет в свободное от работы и учебы время ребята занимаются модификацией машин в стиле Stance и Resto Custom. Среди их проектов есть машины не только из Гродно, но и несколько экземпляров из Минска и Бреста.

Что такое Stance и Resto Custom? 

Попросту говоря, Stance (в переводе с англ. - "посадка") - это взаимодействие клиренса автомобиля и расположения красивых колес в арках. Также наличие изюминки, позволяющей автомобилю отличаться от подобных ему. Например, достаточно редкие диски или деревянный руль Nardi. Stance - это вся культура низких машин. Очень популярна в США и Японии.

Resto Custom - модификация классических автомобилей времен Советского Союза: ВАЗ, ЗАЗ, ГАЗ, "Москвич" и др. в традициях стиля. Множество полированных, хромированных и лакированных деталей, аксессуары того периода, максимально низкая подвеска. Данный стиль не имеет четких ограничений, что позволяет владельцам таких проектов творить практически все, что душе угодно.

Колю, Витовта и Кузю - костяк гаража с названием "Гаражное дело" на окраине Гродно - мы застали за работой.

- Что, по вашему мнению, выделяет "Мечту" среди остальных клубов?

- С чего начинается большинство клубов? С наклейки на машине. Подоплеки нет никакой. К примеру, несколько человек умеют что-то делать, организовались и занимаются тем, в чем они мастера. А у некоторых клуб начинается с группы во Вконтакте и с наклейки на машине, а потом задают себе вопрос: "Так что же мы собой представляем?" Мы же себя ни в коем случае не считаем каким-то особенным клубом. "Мечта" - это не автомобильное сообщество, "Гаражное дело" - это только одна из сфер. На данный момент "Мечта" объединяет в себе граффити, брейк-данс, машины и битбокс. Это объединение, которое сплачивает людей с такими же интересами. 

- Как познакомились?

- Однажды позвонил мне знакомый и говорит: "У меня друг занимается машинами, поможешь нарисовать им граффити на гараже?" Нужно было на воротах написать "Унитаз перформанс" - это название их команды дрифтеров. Первое, что мне пришло в голову после того, как я услышал название команды, - какие-то гопники, которые дрифтят на переднем приводе. На следующий день нас должен был забрать Коля. Ждем мы в условленном месте в условленное время и видим, как к нам подъезжает красный "дропнутый" "Москвич". Я просто обалдел! Вот так мы с Колей и познакомились. Он на то время делал этого "Москвича", и я сказал: "Я тоже хочу так". А он, человек бывалый в этом деле, сказал, что поможет мне собрать машину. С этого все и началось. Потом число людей стало увеличиваться.

- Чей это гараж, откуда все инструменты?

- Сначала гараж снимал Коля вместе со знакомым на Honda Civic, который тоже модифицировал свою машину. Потом вместо него заехал я. Поскольку Коля уже давно занимается доработкой машин, это не первый гараж и не первая машина - у него уже все было. Мы с ребятами предполагаем, что он родился с набором ключей в руках.

- Все вокруг кричат, что построение "проекта" - очень затратное занятие. Это правда?

- Смотря что с чем делать. В Golf еще не так много вложений нужно, поскольку запчасти все дешевые и легкодоступные. А вот Коля, бедняга, все вкладывает и вкладывает в своего "Москвича". Как говорится, cам не поем, но запчасти закажу. 

- Существует ли готовый образ конечного варианта проектов? Какие планы на наступающий сезон?

- Конечно существует. Если придумывать все по ходу строительства машины - ничего толкового не получится, по крайней мере очень редко получается. 

Если все пойдет по плану, то к началу сезона хотим просто выехать на "Москвиче" на пробный тест-драйв. Новый мотор, порезанные лонжероны, измененная кинематика подвески - посмотреть, как все это будет работать. С ней работы достаточно много нужно проделать. Необходимо достать мотор третий или четвертый раз, все это разобрать… На данном этапе это просто корпус, база, от которой можно было бы отталкиваться. Из "родного" по технической части тут вообще ничего не осталось. Нет проводки, топливной системы, тормозной системы, рулевое надо доделать 

- Что касается Golf, в прошлом сезоне я ездил на самодельных колесах. Стояли на койловерах с огромным развалом стандартные диски от VW Golf II разрезанные, были вварены пластины. В салоне - перешитые кожей оригинальные сиденья VAG Sport. Сейчас обшиваются остальные панели. Планируется серьезная доработка салона и редкие элементы интерьера, такие как, например, деревянный руль. Под капотом стоит "родной" двигатель 1,3 литра. Если попадется хороший двухлитровый 16-клапанник от VW Golf III, то, возможно, успеем поменять еще и двигатель. К началу сезона будут стоять достаточно редкие колеса, трехсоставные, разборные, очень легкие. Цена комплекта с резиной превышает стоимость всего автомобиля. Они устанавливались на первые "кольцевые" Golf. Серийно не выпускались, встретить их можно было только на гоночных экземплярах. Я понятия не имею, как они оказались в Гродно. Состояние, конечно, у них было очень плачевное, но наш знакомый дрифтер, благодаря которому мы с Колей познакомились, их полностью восстановил. План на начало сезона - просто привести машину в порядок.

- Коля, почему ты выбрал для такого масштабного проекта именно советский автомобиль?

- Увлекаюсь я низкими машинами с конца 2008 года, со школьных лет. У всех были моменты: увидел - сделал. Благодаря российским основателям движения низких советских машин мне удалось перескочить этот момент. Я сначала много читал. У меня не было ничего, на чем это все делать, ни денег, ни места. Я продолжал читать, как надо, как не надо, что лучше, - это меня и спасло от многих ошибок. Но начинать с чего-то нужно было, и я по счастливой случайности купил "Москвич" два года назад. Думал: за зиму приведу в рабочее состояние, поскольку машина стояла лет восемь в гараже у предыдущего владельца. За зиму своими усилиями и минимальными вложениями исправил все вопросы по мотору. Электрика была не в лучшем состоянии, подвеска из-за того, что долго стояла машина, стала уже не совсем подвеской. Я сделал так, чтобы на ней можно было нормально передвигаться, ничего не подтекало, ничего не гремело. Как только снег сошел, сразу же прошел техосмотр. Теоретически "Москвич" мог не пройти техосмотр сам, так как норма по выхлопу была немного превышена, но на это закрыли глаза из уважения к идеальному состоянию. За следующую ночь я сделал его низким. У меня уже лежал комплект готовых колес и оригинальные хромированные колпаки. И когда я выехал в город, понял, почему именно советская низкая машина - это то, что мне надо. Это настолько весело, в потоке все вечно показывают "классная машина". Когда стоишь в пробках, люди выходят из своих машин и становятся на колени, чтобы посмотреть, как она вообще передвигается. То лето, когда я катался на "Москвиче", было самым ярким и незабываемым. Эта атмосфера, красная полированная низкая машина, блестящий хром, красный кожаный салон, когда ты едешь ночью, а у тебя искры из-под машины летят, - все доставляло кучу удовольствия! По сути, это масса позитива с минимальными вложениями.

- Как прохожие относятся к вашим машинам?

- Никто не пытается понять низкую машину, то, как человек выразился. Вообще низкие машины подразумевают под собой не только подвеску, а подход к машине в целом. У представителей культур Stance, Custom, Low ride очень ценится качество выполненных работ и лаконичность. А люди смотрят на это с непониманием: "Зачем ему такая низкая машина?" У меня и вправду некомфортная машина, но мне это нравится! 

- Какой совет вы бы могли дать всем тем, кто хочет или уже совершенствует свой автомобиль?

- Самое главное в этом деле, чтобы желание сделать конфетку из машины не перегорело, несмотря на длительный и тяжелый процесс. К сожалению, в нашем менталитете тюнинг - это монитор в крыло вмонтировать, спойлер в стиле DTM поставить, лампочек кучу повтыкать, брызговики Sparco на саморезы прикрутить. Не стоит забывать, что занижение - это не тюнинг, а доработка.

Наверное, чтобы на 100% понять все, о чем говорили ребята, нужно самому построить и прокатиться на такой машине. Как говорится, пока не попробуешь - не узнаешь. Но одно нам стало совершенно понятно: не вся молодежь нынче, как привыкли считать многие, только тем и занимается, что курит и пьет. У ребят есть головы на плечах, есть руки, которыми они крутят гайки. И им это "по кайфу"! Что, пожалуй, главное.

Евгений НОВИК
Фото автора
ABW.BY