"Проехал 2 километра, а списали за 20"

"4 апреля я вез автомобиль на эвакуаторе. Дорогу указывал сам владелец автомобиля, который ехал впереди на другом легковом автомобиле. Мы выехали из Минска по слуцкой трассе, которая не входит в список платных дорог. Через 11 км мы повернули направо и выехали на платную магистраль М1. Сразу же пересекли рамку системы оплаты дорог BelToll, а через 2 км съехали с М1, повернув направо, в деревню Курковичи. Здесь я разгрузил эвакуатор и, не возвращаясь на трассу М1, через Самохваловичи выехал на слуцкую трассу и вернулся в Минск. Таким образом, я проехал по платной магистрали М1 всего 2 км, при этом пересек только одну рамку.

При расчете клиент настаивал, что стоимость проезда по платной дороге для эвакуатора с двумя осями равна 2 км, умноженные на 0,09 евро, то есть 3000 рублей. Вечером, войдя в личный кабинет на сайте BelToll, я с удивлением обнаружил, что с моего счета за эту поездку снято 34.050 рублей, что приблизительно соответствует плате за проезд по платному участку длиной 25 км!"

Владелец эвакуатора сослался на нормы заключенного договора, в котором говорится, что "размер платы за проезд по платной дороге определяется как произведение тарифа платы за один километр, установленного Минтрансом для соответствующей категории транспортного средства, и протяженности расчетного сегмента в километрах". 

На основании изложенного автор письма утверждает, что система BelToll настроена некорректно и как поставщик услуг взимает деньги за то, что пользователем не использовалось.

В рамках урегулирования конфликта Александр Николаевич направил в адрес оператора системы BelToll компании "Капш Телематик Сервисиз" претензию, требуя вернуть излишне списанные деньги.

"Списание происходит за весь сегмент"

Спустя несколько дней после публикации мы получили комментарий "Капш Телематик Сервисиз". Списание суммы произошло корректно, ответственно заявляет менеджер по связям с общественностью компании Сергей Бурый:

- Порядок списания средств за пользование платными дорогами регламентирован положением "О порядке взимания платы за проезд ТС по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь", утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2013 №340. 

Давайте внимательно прочтем нормы, касающиеся расчета стоимости и оплаты.

44. Плата взимается за проезд по расчетному сегменту платной дороги. Размер платы определяется как ПРОИЗВЕДЕНИЕ тарифа платы за один километр, установленного для соответствующей категории транспортного средства, и ПРОТЯЖЕННОСТИ РАСЧЕТНОГО СЕГМЕНТА в километрах с точностью до 10 метров.

45. ОБЯЗАТЕЛЬСТВО по внесению платы за проезд по расчетному сегменту возникает с момента ВЫЕЗДА транспортного средства на ПРОЕЗЖУЮ часть платной дороги данного расчетного сегмента. Факт проезда по расчетному сегменту устанавливается на основании информации, полученной от станции сбора платы данного расчетного сегмента, либо на основании анализа и сопоставления информации, полученной от станций сбора платы, расположенных на предшествующих и последующих расчетных сегментах, либо путем установления факта проезда уполномоченным должностным лицом Транспортной инспекции. Такая информация является достаточным доказательством факта пользования платной дорогой пользователем платной дороги.

Перечень расчетных сегментов платных дорог определен в Приложении 2 к положению "О порядке взимания платы за проезд ТС по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь".

Теперь вернемся к конкретной ситуации. 

По информации в статье 04.04.2015 указанное транспортное средство проехало расчетный сегмент платной дороги М1 346,044 км (Р23 Минск ЮГ) – М1 322,264 (Р1 Дзержинск) и пересекло станцию сбора оплаты 1024, вследствие чего была списана сумма 34.050 рублей, что 04.04.2015 соответствовало сумме оплаты за проезд ТС данной категории (технически допустимая общая масса более 3,5 тонны, 2 оси) по платному сегменту протяженностью 23,78 километра согласно Перечню расчетных сегментов платных дорог.

Идентификация дороги
Начало платного участка, от километра
Конец платного участка, до километра
Длина платного участка, километров
M1/E30
322,264
346,044
23,78

Эта информация подтверждается данными из личного кабинета пользователя, приведенными в статье. Тарифы для расчета размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь установлены постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 17.06.2013 №21 "О некоторых вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь" и составляет для транспортного средства данной категории 0,090 евро за 1 километр. 

В соответствии с законодательством оплата была произведена за весь сегмент платной дороги.

Для определения стоимости проезда на конкретных участках и во избежание подобных ситуаций специалисты компании порекомендовали обращаться на круглосуточную инфолинию BelToll, операторы которой могут оказать консультацию пользователю по расчету стоимости оплаты согласно выбранному маршруту. 

- Также мы еще раз напоминаем пользователям, что всегда готовы вести диалог с ними в рамках, предусмотренных законодательством, как через направление претензий, так и в ходе личных приемов представителями руководства компании-оператора, - отдельно подчеркнул Сергей Бурый. - Очень часто данные пользователя, которые требуются для предоставления понятного "научно-популярного" комментария для прессы, относятся к информации личной, ограниченной к распространению. В ходе ответа на претензию или личного приема оператор предоставляет пользователю ВСЮ информацию, относящуюся к проездам пользователя по платным дорогам. И только сам пользователь может решать, делиться далее этой информацией со СМИ или нет.

Позиция оператора системы BelToll понятна: работаем так, как закреплено в законе. Однако здесь есть нюанс: длина сегментов нормативно-правовыми актами не регламентируется, некоторые из них имеют протяженность около 10-15 км, зато другие - до 40 км. 

Получается, что если автомобилист пересек один портал и съехал на первом повороте в разных местах, к примеру, магистрали М1, то количество списанных средств может отличаться в разы.

Здесь существует и обратный эффект. Поскольку вовсе не обязательно, что портал установлен на границе нового платного сегмента, при съезде  с трассы до "рамки", списанная плата окажется меньше фактически пройденного расстояния.  

- По большому счету мне все равно, как и что в своем постановлении закрепил Совет Министров. Я хочу, чтобы мне, потребителю, плата за услугу выставлялась в том размере, в котором я этой услугой воспользовался. И не наперед, а по факту. Въехал на платный участок - первая камера должна просто зафиксировать этот факт. Проехал участок - заплатил. Съехал на второстепенную дорогу - заплатил. То есть неопровержимым доказательством того, что я проехал сегмент от и до, должны быть данные с двух порталов, - комментирует владелец эвакуатора Александр Цырульников. - Если есть установленный тариф в 1 километр, то и расчет должен производиться в привязке к нему. Ведь когда я прихожу на СТО, то смотрю на стоимость нормо-часа и плачу за отработанные нормо-часы. И меня не должно беспокоить, что программное обеспечение этой СТО считает только трудодни. 

Стоит признать, что аргументы обеих сторон достойны обсуждения. Мы намерены узнать мнение юристов на эту тему, а также проанализировать, есть ли выход из сложившейся ситуации, который устроил бы всех участников.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY