Одно плохо - истина, что лучше один раз увидеть, чем сто раз объяснять читателям на словах, что и как делается на заводе, противоречит корпоративному правилу компании, которой предприятие принадлежит, - здесь запрещено фотографировать на заводской территории. На то, кто является владельцем предприятия в Пинске, недвусмысленно указывала вывеска над проходной. Как заявили встречавшие нас представители Exide, корпоративные стандарты едины для всех заводов компании в мире, только в порядке исключения нам разрешат сделать несколько снимков там, где в кадр не попадут ключевые технологические процедуры, а другие иллюстрации будут предоставлены Exide.

Эта компания - второй по величине производитель аккумуляторов в мире. Карта, размещенная на стене производственного корпуса, отражает положение Exide лишь в Европе, однако из нее видно, что пинский завод находится восточнее всех европейских производств компании, а главное - это единственный аккумуляторный завод, расположенный за границей, отделяющий Евросоюз от Таможенного союза.

Нетрудно понять, что такая ситуация стала определяющей для развития завода в Пинске. Под вывеской "Полесские аккумуляторы" он существовал с 2000 года. Теперь изменилась не только вывеска - другим стал сам завод.

Лет пять назад мне довелось побывать на предприятии. Тогда оно находилось совсем в другом месте Пинска, выпускало только "Зубры" и к фотографированию относилось не столь категорично.

В 2012 году здесь приступили к сборке аккумуляторов Hagen, годом позже - Tudor. В октябре 2014-го завод переехал на новую производственную площадку.

Строго говоря, новой ее не назовешь. Раньше здесь находилось какое-то автотранспортное предприятие, поэтому имеющиеся капитальные строения были использованы под размещение технологического оборудования. Зато оборудование действительно новое и самое, как заверили сотрудники завода, сопровождавшие нас во время экскурсии по предприятию, современное.

Иначе нельзя. В 2015 году завод в Пинске, выдержав омологацию концерна Volkswagen, стал поставщиком оригинального оборудования, предназначенного для комплектации автомобилей, выпускаемых на двух автозаводах Volkswagen в России.

И хотя быть OEM customers для пинского предприятия не впервой, прежде его клиентами являлись лишь отечественные заводы - МАЗ и МТЗ.

Директор по маркетингу и развитию ООО "Эксайд Текнолоджиз" Роман Герасимов в ходе выступления, предварявшего экскурсию по заводу, отметил, что сертификат, полученный от Volkswagen, - предмет особой гордости, тем более что в результате аудита завод в Пинске получил больше баллов, чем подобный ему завод Exide в Испании. Это не только подтверждает, что по уровню качества продукция завода отвечает высоким требованиям, предъявляемым Volkswagen к оригинальным комплектующим, но и может послужить сигналом для других иностранных автопроизводителей, имеющих в России автозаводы. Что по качеству устраивает Volkswagen, должно вполне устроить Ford, Toyota или Renault.

Однако обычным владельцам автомобилей наверняка будет интересно другое: существует ли разница между аккумуляторами для Volkswagen и аккумуляторами Zubr, Hagen и Tudor? Отвечаю - существует. Пусть нас не посвящали во все подробности, но это видно даже невооруженным глазом. Батареи Volkswagen необслуживаемые, то есть банки в них недоступны для проверки уровня электролита и доведения его уровня до нормы. В крышках Zubr, Hagen и Tudor отверстия с пробками над банками имеются, а значит, эти аккумуляторы по конструкции являются обслуживаемыми.

Более того, есть разница между Zubr, Hagen и Tudor. По словам специалиста по региональным продажам ООО "Эксайд Текнолоджиз" Дмитрия Тищенко, Hagen и Tudor изготавливаются в Пинске по той же технологии, что и Zubr Standart, поэтому различия между ними минимальные. Однако при производстве Zubr Premium используется уже другая технология. В результате Premium по характеристикам лучше.

Однако то, что все упомянутые батареи собираются на одном и том же оборудовании и одними и теми же рабочими, - факт. Просто перед началом сборки каждой очередной партии той или иной модели оборудование переналаживается.

Сборка - ключевое слово для понимания того, что представляет собой аккумуляторное производство в Пинске. Это сборочное предприятие, но не завод полного цикла, на котором сборке предшествует изготовление отдельных компонентов аккумуляторных батарей. Так было на старом заводе, так осталось на новом.

Корпусные детали, электродные пластины, сепараторы поступают на предприятие в готовом виде. Как заверили представители завода, все указанные компоненты - импортного производства: либо они изготовлены на предприятиях самого Exide, либо это продукция тех же поставщиков, которые снабжают другие аккумуляторные заводы, принадлежащие Exide. В аккумуляторы этот набор комплектующих превращается на сборочных линиях. В Пинске линий две - для малых и больших аккумуляторов, ибо в зависимости от емкости вес и размеры батарей изменяются существенно.

Перед посещением цехов нас переобули в специальную обувь, приодели в одноразовые халаты, выдали защитные очки. "Ящиком с электричеством" аккумулятор становится после добавления электролита, поэтому переодеванию предшествовал инструктаж по технике безопасности.

Впрочем, добавление электролита еще не делает аккумулятор аккумулятором. Требуется подвергнуть собранные и заправленные батареи формированию - процедуре, напоминающей зарядку. Затем аккумуляторы на пять суток оставляют "дозревать". 

И только после этого они попадают на линию мойки, окончательного контроля уровня и электрических параметров, а далее - упаковки. Кстати, как раз на этой линии на корпуса батарей Volkswagen приваривают вторую крышку, после чего они становятся необслуживаемыми.

Вот в принципе и все, если не считать склада готовой продукции, куда аккумуляторы вывозятся после упаковки. То, что завод в Пинске лишь сборочное производство, объясняет его относительно небольшие размеры. Он на самом деле невелик. По меркам МАЗа или МТЗ - один цех. Все производство размещено лишь на 4300 кв. м, однако и эта площадь оборудованием не загромождена. 

Сейчас производственная мощность завода - 600 тысяч батарей в год. В планах - увеличить ее до полутора миллионов к 2019 году. Судя по наличию свободных площадей, проблем с увеличением мощности в 2,5 раза возникнуть не должно.

Не исключено, что будет расширен ассортимент как по типоразмерам, так и по торговым маркам из числа принадлежащих компании. Как заявил Роман Герасимов, скорее всего уже в нынешнем году будет выпущена пробная партия батарей под маркой Exide, изготовленных по технологии Classic. Однако будут ли планы воплощены в полном объеме? Вряд ли кто-то возьмется уверенно ответить на этот вопрос. Расположение внутри Таможенного союза играет на руку, но как завод в действительности станет развиваться дальше, зависит от рыночной ситуации, а она в ТС на данный момент по известным причинам не выглядит оптимистично.

Напоследок нас провели в помещение, где проводятся планерки. Примечательно, что надписи на плакатах, которыми увешаны стены этой комнаты, выполнены на английском языке и не все из них продублированы по-русски. Дело не в корпоративных законах Exide, а в том, что среди руководителей и вообще на заводе в Пинске часто бывают иностранцы. Поэтому некоторым сотрудникам из местных пришлось научиться говорить по-английски.

Кое-кто из них достиг на этом поприще высот, позволивших вести синхронный перевод рассказа известного автомобильного путешественника Райнера Цитлоу, который побывал на заводе в Пинске вместе с нами. Но это совсем другая история, мы обязательно расскажем, чем знаменит Цитлоу и как сконструирован его автомобиль. Следите за сайтом!

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора и Exide
ABW.BY

Аккумуляторы Zubr, Hagen, Tudor в каталоге автотоваров SHOP.ABW.BY