Вот и в эту пятницу к вечеру стало так прекрасно-знойно, что сразу захотелось простого человеческого уик-энда с шашлыками, пляжем и веселой компанией. Но есть люди, которые так и норовят весь "отдых" испортить: то машина, по их мнению, не так стоит, то костер не там горит. Хорошо, если просто беседой дело обойдется, а ведь можно еще и штраф схлопотать. 

В глазах же специалистов инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды ситуация выглядит по-другому. Далеко не все белорусы умеют культурно отдыхать. Хотя каждый год ситуация меняется в лучшую сторону. И во многом благодаря ежедневному контролю. 

С начала мая по конец сентября "экологи" (так эту службу называют в народе) объезжают все пляжи и следят за соблюдением природоохранного законодательства. Это не считая того, что в зонах отдыха дежурит ГАИ и патрулируют солдаты, несущие службу во внутренних войсках. 

- Не знаю, вряд ли вы что-то этакое увидите, - говорит начальник отдела государственного контроля за охраной и использованием атмосферного воздуха и водных ресурсов Валерий Бакунович. - Если говорить про близлежащие к Минску водоемы - Птичь, Минское море, Вяча, - на подъездах к ним уже давно установлены шлагбаумы. Все оставляют машины на парковках и пешком идут на пляж. В этом году мы лишь 48 протоколов составили. В прежние годы в разы было больше.

Тем не менее отправляемся на водохранилище Вяча. 


Вяча - водохранилище в Минском районе. Расположено на реке Вяче (бассейн Свислочи), в 19 км от г. Минска. На берегах растет хвойный лес и кустарник. Территория вокруг озера считается зоной отдыха, застройка запрещена. Площадь зеркала - 1,7 кв. км, ширина максимальная - 0,5 км, средняя - 0,32 км, длина - 5,2 км, средняя глубина - 3 м, наибольшая глубина - 8 м. Вяча - один из самых красивых и тихих водоемов вблизи Минска.

По пути в районе деревни Вишневки наблюдаем, как строится развязка второй кольцевой

Заодно расспрашиваю о том, что отдыхающие могут делать на пляжах без каких-либо последствий для себя. Выясняется, что ближе 30 м к воде на автомобиле подъезжать нельзя. Костер можно жечь только в тех местах, где организовано кострище. В качество дров без проблем можно использовать опавшие ветви и сухостой, рубить живые растения запрещено. 

Зато свой мангал можно ставить где угодно. Более того, забегая вперед, скажу: на пляжах достаточно установленных общественных мангалов.

В соответствии со ст.77 Водного кодекса Республики Беларусь в границах водоохранных зон запрещается стоянка механических транспортных средств, за исключением специально отведенных в установленном порядке мест для стоянок механических транспортных средств, а в случае их отсутствия - на расстоянии не менее тридцати метров по горизонтали от уреза воды.

Согласно ч.2 ст.15.51 КоАП Республики Беларусь нарушение режима содержания водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов или водоохранного режима на водосборах, их загрязнение влекут наложение штрафа в размере до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до 30 базовых величин, на юридическое лицо - до 50 базовых величин.

Минимальная ширина водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов составляет: для малой реки - 200 м, прибрежная полоса - 10 м, для средней и большой реки - 300 и 50 м соответственно, для озера - 300 и 30 м соответственно.

Большая парковка возле пляжа №4 практически пустая - всего с десяток машин наберется.

В микропятне тени от куста прячется автомобиль милиции. Солдатики из ППС скоро получат распоряжения и отправятся дежурить. 

В траве у обочины - пустые бутылки и мусор. 

- А куда контейнер отсюда делся?! - расстраивается Валерий Владимирович. - Забрали, наверное, выгружать и не вернули. 

По красивой аллее движемся к пляжу. 

По пути расположен туалет. Как правило, ничего хорошего такие строения не предвещают. Но этот экземпляр, несмотря на примитивную дырку в бетонном полу, оказался чистым. 

Достойно выглядит и сам пляж. Трава скошена, все убрано. 

В шаговой доступности - контейнеры для мусора и биотуалеты в нормальном состоянии.

- Это что за пенек?! - глаз моего спутника сразу же выхватывает припаркованный автомобиль. - Правда, здесь больше 30 метров. 

Машина принадлежит сотрудникам местного лесхоза. Они убирают поваленные прошедшим накануне ураганом деревья. 

- А вы что, уже на глаз определяете 30 метров? - спрашиваю.

- Да, практически всегда точно могу сказать.

Следующая остановка - пляж №7. Он намного меньше. Здесь тоже все спокойно. И убрано. И красиво.

На очереди - пляж №5.

На подъезде к нему, прямо под информационной табличкой, - мешок с мусором.

- Это же свинство! - восклицает Валерий Владимирович, и у меня создается впечатление, что для него такие "картинки" все равно что личное оскорбление.

Возле шлагбаума стоит табличка, предупреждающая, что ведется фотофиксация. Видимо, это те самые фотоловушки, о которых много писали этой весной. Но сколько я ни всматривалась в кроны деревьев, обнаружить камеру не удалось.

К слову, ни шлагбаум, ни предупреждения на некоторых не действуют - в объезд уже накатали новую дорогу. 

На пляже среди отдыхающих веселье полным ходом. Девушки пошатываются, парни пританцовывают. И наоборот.

- Что-то я сомневаюсь, что они за собой уберут...

- Может, да, может, нет… Но урна возле них уже полная, - отвечает Валерий Владимирович. - Посмотрите, на противоположном берегу прямо возле воды вроде бы машина припаркована…

- Похоже, но я не уверена…

- Съездим посмотрим.

Предположив, где примерно могли расположиться возможные нарушители, съезжаем с трассы. Все накатанные дороги через лес к водохранилищу перекрыты специальными столбами. 

Поэтому едем по единственному возможному пути и в итоге приезжаем к спасательной станции. 

Здесь мы уже вместе со спасателями начинаем разгадывать ребус, где и по какому пути машина могла подъехать к воде. Наконец выясняется, что в одном месте в паре метров от установленного шлагбаума "робинзоны" накатали объездную дорогу. Направляемся туда.

- Кто-то здесь недавно ехал, - Валерий Владимирович показывает на свежий след автомобильного протектора. 

Из-за кустов виднеется корпус автомобиля. 

В этот момент раздается такой дикий вопль, что становится понятно: компания большая и выпивает уже долго. Признаюсь, двигаться вперед мне расхотелось…

Уф… Это семеро совсем молодых ребят, не старше 20 лет. 

- Мы ничего не нарушаем! Знака не было! Все за собой уберем, когда будем уезжать!

- Здесь будет больше 30 метров до воды, машина стоит не на зеленой зоне, а на дороге, знака действительно не было, - говорит мне Валерий Бакунович.

- Вы точно уверены, что здесь больше 30 метров?

- Да. 

- А бывает, что люди начинают спорить, требуют рулеткой мерить?

- Бывает. Иногда даже документы на рулетку требуют. 

- И как быть в такой ситуации: мы видим, что в данном случае шлагбаум просто объехали. Ведь в лесу все дорожки не перекроешь…

- Если есть необходимость, надо перекрывать. А так предъявлять нечего. 

Да, в целом получается, что к пятнице пляжи приведены в порядок и в чистоте ожидают посетителей. А вот что с ними произойдет к концу выходных? Проедемся по тем же местам в воскресенье.

Два дня спустя те же пляжи порадовали сохранившейся чистотой и порядком. Людей стало больше, но здесь по-прежнему тихо и спокойно.

Некоторые стоят с палатками в лесу. Однако вот что характерно: чем дальше от урн, тем грязнее становятся стоянки. Вот здесь любят провести время рыбаки. Хотя я лично не понимаю, как этих людей можно назвать любителями отдыха на природе.

Огорчило состояние парковки возле пляжа №4. В пятницу здесь были "предпосылки" мусорных отложений - теперь обочина превратилась в свалку.

Здесь же мы стали свидетелями демонстративного игнорирования шлагбаумов.

Какой из всего увиденного можно сделать вывод? Очень простой. Мы начинаем соблюдать порядок посещения охраняемых (и не только!) территорий только тогда, когда въезд на них перекрыт шлагбаумом, а мусор выбрасываем в урну лишь в том случае, если та стоит "под носом". 

Нет контейнера - бутылки и пакеты летят в траву. Нет контролера - автомобили готовы въехать прямо в воду. Вот такая культура.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
Фото автора
ABW.BY