Напомним, что изменения нацелены на введение ряда обязательных требований, таких как лицензии на водителей, машины, парки, платформы, а также недопущение, по сути, к перевозке пассажиров тех, кто не является водителем по основному месту работы.  

По данным исследования, увеличение цен на поездки, времени ожидания такси, а также ухудшение качества обслуживания – это те неприятные последствия, которые могут ожидать рядового пассажира при введении новых правил для автомобильных перевозчиков. Новое регулирование может привести к уходу иностранных онлайн-платформ и невозможности водителям использовать такси как источник дополнительного дохода.

По экспертным оценкам 30-40% рынка такси составляют водители, для которых эта работа не является основной. Новое регулирование способно либо оставить их "за бортом", либо подтолкнуть к переходу в теневой сегмент рынка. Как результат – увеличение цен на поездки, времени ожидания и общая тенденция снижения доступности такси для населения. 

"Для государства сокращение рынка будет означать актуализацию проблемы падения доходов не только населения, но и бюджета. По нашим расчетам налоговые поступления в бюджет от рынка нерегулярных автомобильных перевозок составляют до 170 миллионов рублей в год, но в рассматриваемой ситуации могут сократиться как минимум на 55-70 миллионов, в том числе из-за ухода подавляющего большинства водителей "в тень". "Эффект домино" в отношении замедления развития других цифровых платформ – еще одно ожидаемое последствие регуляторных манипуляций на рынке перевозок. Видимые барьеры и риски их применения в других сферах цифровой экономики могут повлечь сокращение инвестиций в развитие множества государственных (банки, страховые организации, автопарки) и частных компаний на рынке транспортных и иных услуг Беларуси", – отметили в Ассоциации.

По мнению участников Ассоциации перевозчиков и диспетчеров такси, избежать грядущей проблемы можно, внедряя прогрессивные подходы к реформе. За примерами не нужно ходить далеко: по всей России с июля 2020 года действует специальных налоговый режим для самозанятых, который позволяет, в том числе и водителям такси, работать на себя и приносить доход в госбюджет. Такая система позволила большому количеству населения снова работать "по белому" и увеличила поступление налогов в бюджет. Например, в Москве за 11 месяцев 2020 года налоговые поступления увеличились в 2 раза по сравнению со всем 2019-м. Также после дерегулирования отрасли в скандинавских странах и Финляндии существенно вырос рынок такси, соответственно и налоговые поступления, сами поездки стали доступнее, а на рынке в результате конкуренции в целом повысился уровень обслуживания. 

Обновлено. Результаты исследования Автобизнесу прокомментировала пресс-служба Яндекс Go:

"Процент водителей, для которых работа в такси не является основной, может быть на порядок выше, чем говорится в исследовании. По нашим подсчетам до 80 процентов водителей уйдут из отрасли. Удовлетворить спрос на такси будет сложно, в результате вырастут как цены на поездки, так и время ожидания машины.

Также предполагаем, что финансовые потери для государства будут больше, чем отмечают эксперты.

Отрасль такси и вообще платформенная занятость в целом активно развиваются последние годы, а теперь произойдет резкий откат назад. Видим, что законодатели в Беларуси в этой сфере идут в направлении, обратном мировым тенденциям. Так, СНГ, Финляндия, Норвегия и другие страны действительно упрощают требования, отказываются от лицензий, что дает импульс развитию экономики, созданию новых рабочих мест".