
24 Мая 2023 9:40
Снизить число погибших до 450 в год: в Беларуси утвердили новую концепцию безопасности дорожного движения
Обновленная концепция обеспечения безопасности дорожного движения утверждена в Беларуси. Постановление Совета Министров №329 от 22 мая официально опубликовано.
В концепции определены основные направления повышения безопасности дорожного движения в Беларуси и меры по сокращению количества ДТП, снижению тяжести последствий ДТП, в том числе по уменьшению числа погибших и травмированных, минимизации загрязнения окружающей среды и влияния других негативных факторов, связанных с дорожным движением.
За 10 лет в Беларуси на дорогах погибло более 6.100 человек
Как отмечается, в Беларуси за 10 лет (с 2013 по 2022 год) произошло 37.625 ДТП, в которых погибло 6.111 человек, более 39 тыс. получили ранения.
В 2022 году произошло 3.186 ДТП, в которых 466 человек погибло, 3.384 получили ранения.
С 2011 по 2022 год наблюдается поступательное снижение показателей дорожно-транспортной аварийности. По сравнению с 2011 годом количество ДТП сократилось в 1,8 раза, число погибших – в 2,5 раза, число раненых – в 1,8 раза.
Цель – сократить количество погибших до 450 человек в год
Основная цель концепции – снижение числа погибших в ДТП до уровня не более 450 в год к 2025 году, не более 400 в год – к 2030-му.
А также восстановление тенденции, имевшей место в 2011-2016 годах, по снижению показателей аварийности (сокращение количества ДТП с погибшими не менее чем на 15% в год). Снижение других видов потерь в дорожном движении (экономических, экологических, социальных) по сравнению с 2022 годом не менее чем на 15% в 2025-м, не менее чем на 25% в 2030 году.
В числе основных угроз БДД называются уязвимость незащищенных участников дорожного движения – пешеходов и велосипедистов, несоблюдение ПДД неопытными водителями, нарушителями режима движения, мотоциклистами и другими участниками, недооценка ими рисков, неудовлетворительное состояние проезжей части и недостаточная видимость дороги, противоправные действия отдельных участников дорожного движения, такие как управление транспортом в состоянии опьянения, без в/у и др.
В документе обращено внимание на то, что угрозы БДД остаются одной из острых социально-экономических проблем, которая требует активизации усилий государства и общества.

Какие меры анонсированы
В документе обозначены основные направления повышения БДД в Беларуси. Определены и меры государственной политики в области дорожного движения, обеспечения его безопасности и другие аспекты.
Государственная политика в области дорожного движения и обеспечения его безопасности основывается на осуществлении мер:
в отношении транспортных средств:
- совершенствование конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств и улучшение их технического состояния, гармонизация обязательных требований в Беларуси к транспортным средствам с аналогичными международными требованиями;
- развитие и совершенствование системы диагностирования технического состояния транспортных средств, в том числе проведения их гостехосмотра; создание условий для обновления парка транспортных средств, приобретения
гражданами и организациями транспортных средств с высокими техническими и экологическими показателями, разработка программы утилизации транспортных средств (в первую очередь транспортных средств с низкими характеристиками пассивной безопасности и низкими экологическими показателями); - обеспечение согласованности допустимых весогабаритных параметров, в том числе осевых нагрузок, транспортных средств, выпускаемых автомобильной промышленностью, с несущей способностью дорог, а также расположенных на них дорожных сооружений (мостов, путепроводов и других сооружений);
- обеспечение безопасной перевозки пассажиров и грузов;
в отношении водителей механических транспортных средств и самоходных машин:
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей, а также повышения профессионального мастерства обучающих их специалистов;
- усиление контроля за режимами труда и отдыха профессиональных водителей, создание условий для поддержания на оптимальном уровне их психофизиологического состояния;
- принятие эффективных мер по недопущению употребления водителями алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ;
- совершенствование профилактической работы с водителями, нарушающими ПДД;
в отношении иных участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, велосипедистов, лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, и других):
- совершенствование системы обучения безопасному поведению на дорогах;
- совершенствование профилактической работы с нарушителями ПДД;
- обеспечение необходимых условий для комфортного и безопасного участия в дорожном движении пешеходов, в первую очередь граждан с ограниченными возможностями и детей;
- повышение культуры поведения участников дорожного движения;
- повышение степени заметности всех участников дорожного движения друг для друга при их нахождении на дорогах;
в отношении дорожно-транспортной инфраструктуры:
- повышение качественного уровня строительства и эксплуатации (содержания и текущего ремонта) дорожно-транспортной инфраструктуры;
- проведение обследования системы обеспечения БДД, оценки рисков при движении по дорогам;
- плановое устройство дорожных ограждений, строительство и обустройство парковок, транспортных развязок в разных уровнях, подземных и надземных пешеходных переходов, островков безопасности, конструктивно выделенных над проезжей частью дороги, обустройство техническими средствами, направленными на снижение количества ДТП с участием диких животных, устройство тротуаров, пешеходных дорожек и укрепленных обочин;
- плановое устройство искусственного освещения на дорогах (прежде всего на аварийно-опасных пешеходных переходах и подходах к ним), повышение уровня освещенности отдельных участков дорог (при производстве на них дорожных работ или на постоянной основе);
- проведение работ по ликвидации потенциально опасных участков на дорогах с одновременным осуществлением мероприятий по повышению информированности водителей и пешеходов об опасных условиях дорожного движения;
- создание необходимых условий для участия в дорожном движении: велосипедистов, в том числе посредством строительства и обустройства велосипедных дорожек и велосипедных парковок (прежде всего в г. Минске, городах областного и районного подчинения); лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, с принятием дополнительных мер по обеспечению безопасности пешеходов;
- высокоавтоматизированных (беспилотных) транспортных средств путем внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в дорожно-транспортную инфраструктуру;
в отношении организации дорожного движения:
- своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих нарушению требований законодательства в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов;
- постепенный частичный переход от ограничительно-запретительной к информационно-рекомендательной направленности управления дорожным движением;
- оптимизация скоростных режимов движения транспортных средств;
- внедрение технологий контроля средней скорости движения;
- расширение применения методов, направленных на формирование требуемых скоростных режимов;
- совершенствование методик расчета экономических и экологических потерь, а также разработка методики расчета социальных потерь в дорожном движении;
- разработка методики по определению потенциальной опасности (рисков) совершения ДТП;
- оптимизация структуры управления дорожным движением за счет перераспределения и более эффективного использования имеющихся ресурсов;
- системный анализ и совершенствование нормативных правовых актов, определяющих требования к регулированию дорожного движения, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, в целях установления надлежащих условий и гарантий для обеспечения БДД и эффективности организации дорожного движения;
- совершенствование условий и порядка участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств;
- разработка концепции обеспечения БДД на дорогах с участием высокоавтоматизированных (беспилотных) транспортных средств;
- разработка и совершенствование нормативных правовых актов в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, в целях создания условий для участия в дорожном движении высокоавтоматизированных (беспилотных) транспортных средств;
в отношении интеллектуальных транспортных систем:
- разработка состава и иерархии интеллектуальной транспортной системы, а также иных решений с учетом цифровизации систем управления дорожным движением,
- внедрение современных информационно-коммуникационных технологий обеспечения безопасности дорожного движения и автоматизации его управления;
- разработка и совершенствование нормативных правовых актов в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, в целях создания и развития интеллектуальных транспортных систем и их подсистем;
- создание интеллектуальных транспортных систем на сети республиканских автодорог;
- создание интеллектуальных транспортных систем в г. Минске, областных центрах и городах областного подчинения, в том числе путем объединения уже имеющихся подсистем;
- формирование требований к новым транспортным средствам разных категорий для включения в их конструкцию компонентов интеллектуальных транспортных систем;
- совершенствование системы видеонаблюдения, фиксирующей дорожную обстановку на основных объектах дорожно-транспортной инфраструктуры, размещенной в городах областного и районного подчинения, а также на республиканских
автомобильных дорогах;
в отношении повышения эффективности государственного управления и государственного контроля в области дорожного движения:
- координация деятельности и усиление взаимодействия между госорганами, осуществляющими государственное управление в области дорожного движения, и государственными органами, осуществляющими государственный контроль в области дорожного движения;
- совершенствование системы государственного контроля, в том числе исключение дублирования контрольных функций в данной сфере;
в отношении формирования государственной идеологии управления дорожным движением:
- проведение актуальных научных исследований в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, поддержка внедрения результатов этих исследований;
- совершенствование системы ликвидации последствий ДТП, чрезвычайных ситуаций на дорогах и оказания первой помощи пострадавшим в них;
- создание системы стимулирования правомерного поведения участников дорожного движения, в том числе путем совершенствования системы страхования рисков при участии в дорожном движении;
мероприятия, направленные на получение широкой общественной поддержки:
- проведение мероприятий по закреплению у граждан положительных стереотипов безопасного поведения на дороге, повышению культуры участников дорожного движения;
- внедрение инновационных педагогических технологий при изучении основ БДД в учреждениях дошкольного и общего среднего образования;
- формирование негативного отношения в обществе к нарушениям требований законодательства в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов;
- пропаганда безопасного поведения участников дорожного движения, в том числе в учреждениях образования и коллективах работников, активное участие в этой работе местных исполнительных и распорядительных органов и средств массовой информации;
- проведение долговременной кампании по информированию общественности о безопасных скоростях движения в разных условиях;
- создание системы мониторинга общественного мнения в области дорожного движения и обеспечения его безопасности в целях использования при подготовке и принятии управленческих решений.
Достижение целей должно оцениваться ежегодно.