Что такое гигафабрика? По сути, это завод, где производятся накопители энергии, в частности литий-ионные аккумуляторы. Но главное преимущество – на одной территории сконцентрирован весь цикл работ, начиная с получения электролитов и заканчивая производством промышленных накопительных и тяговых батарей.

Несмотря на то, что явление это относительно новое, оно очень быстро набирает обороты. Например, Tesla построила уже 7 гигафабрик: 4 в США и по одной в Германии, Китае и Мексике. Также такие заводы активно строят в Китае. Не отстает и Россия: сейчас в стране одновременно строят сразу две гигафабрики: в Калининграде и Подмосковье. И согласно плану, уже к 2031 году эти заводы смогут обеспечить аккумуляторами более 200 тысяч электромобилей.

Что касается белорусской гигафабрики, то первые разговоры о ней начались еще в ноябре прошлого года. Тогда генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев вместе с Президентом Беларуси Александром Лукашенко посетил БелАЭС, после чего и предложил построить в нашей стране такой завод. А еще и центр ядерной медицины. Но сейчас не о нем.

С того момента прошло примерно полгода, и создание белорусской гигафабрики пока еще на стадии проработки и детальных расчетов. В первую очередь, дело в стоимости проекта и в его рисках. Так, директор странового офиса госкорпорации «Росатом» в Беларуси «Русатом Бел» Станислав Левицкий рассказал Office Life, что капитальные расходы белорусской гигафабрики сейчас оцениваются в среднем в $425 млн. И есть два пути.

Первый – все траты Беларусь берет на себя и гигафабрика тоже наша. При этом «Росатом» предоставит полный трансфер технологий (в том числе универсальные технологии по тяговой батарее), окажет содействие в поставке оборудования и обучении персонала.

Второй вариант – Беларусь и Россия вкладываются в проект пополам. Кто в этом случае будет формальным инвестором и держателем пакета с нашей стороны – полностью на усмотрение Беларуси.

Помимо этого, важно понимать финансово-экономическое обоснование проекта. А особенно – на какой рынок делать ставки. По мнению экспертов, это точно не Китай, ведь в этом вопросе Поднебесная прекрасно может обеспечить себя сама. Поэтому более оправданный вариант – Российская Федерация, рынок которой ежегодно может поглощать 12–13 ГВт·ч. Из них 8–9 ГВт·ч будут обеспечивать калининградская и подмосковная гигафабрики. Еще 4–5 ГВт·ч как раз будет поставляться с белорусского завода. При этом нужно будет учитывать и потребности белорусского рынка.

Еще одна выгода при совместном строительстве гигафабрики – льготы от российской стороны. Если коротко, сейчас в России серьезно взялись за обеспечение технологического суверенитета. С этой целью в стране вводятся специальные преференции на закупки продукции с «российской добавленной стоимостью». И если Беларусь построит завод вместе с Россией, то готовая продукция будет считаться российской или принадлежащей Союзному Государству. В любом из этих случаев наш товар станет в один ряд с продукцией российских производителей.

Но самый главный вопрос – окупаемость проекта. Согласно комплексной программе сотрудничества России и Беларуси в области атомных неэнергетических и неатомных проектов, уже в этом году обе страны должны определить целесообразность строительства, и в случае принятия положительных решений подписать дорожные карты.