Многокилометровые очереди на польско-белорусском автомобильном пограничном переходе в 90-х никого не удивляли. Случалось, что водители ждали растаможки до пяти дней. После распада СССР многие наши соотечественники устремились за границу, чтобы заработать на нехитрой схеме продажи алкоголя и сигарет, валютных операциях, автозапчастях для советских автомобилей, которых в Польше было немало.

Бизнесмены вывозили сырье из бывших советских республик, контрабандисты ценности и запрещенку от икон до урана, а первые челноки везли из Европы ширпотреб. Деньги здесь крутились немалые, что привлекало криминальный элемент.

С одной и с другой стороны границы появились организованные группы (ОПГ), которые занимались вымогательством, предлагали услуги по охране грузов от своих «коллег», одним словом, держали предприимчивых современников в страхе.

Одним из самых известных подляских рэкетиров был Мариуш Л. по прозвищу Вара, пользовавшийся авторитетом в криминальном мире. Помимо вымогательства грабежей и сбора дани, его люди организовывали так называемый «безопасный проход», который подразумевал перемещение автомобиля в самое начало очереди за соответствующее вознаграждение.

В 1996 году Вара официально основал компанию «Будильник», которая по утрам будила уснувших водителей, стоящих в очереди на регистрацию, причем делали это в буквальном смысле слова. Бандиты по утрам проходили среди ожидающих в очереди автомобилей и стучали в окна, а за ранний подъем требовали оплату в 10 злотых.

Если перевести ситуацию 90-х на сегодняшние реалии, то с учетом того, сколько легковушек оборачивается за неделю по обе стороны границы, только на МАПП «Брест» рэкетиры из «Будильника» заработали бы на местах в очереди около 100 000 злотых, что по курсу 1996 года составило бы $40 000. И это без учета дани, которой облагались группы, пересекавшие границу на автобусах.

Сегодня ситуация, конечно, иная. Место в очереди на выезд можно просто попросить у тех, кто стоит ближе, или быстро решить вопрос, просто написав в чат в Telegram. Если есть веская причина, то место, как правило, уступают. Кому нужно срочно попасть в Тересполь или Брест, подсаживают в попутную машину или автобус. Каждый день таких примеров десятки. И все-таки люди страдают от надуманных ограничений и не могут воспользоваться своим законным правом на свободное перемещение.

Источник: polskiepato