"Второй раз не смогли вскрыть замок и сняли двери с петель"

Многие жители городов покупают велосипеды или электросамокаты как альтернативу автомобилю, на которой можно отправиться в гости, в кафе или на работу. Предполагается, что велосипед во время решения своих вопросов придется где-то оставлять. И если автомобили изначально оборудованы различными устройствами, усложняющими их угон, то владельцам даже дорогих моделей велосипедов придется самостоятельно думать о том, как защитить свой транспорт.

Еще одна проблема для городских велосипедистов – хранение. Найти свободное место в квартире даже для одного велосипеда может стать проблемой, а если активный отдых любит вся семья, придется искать дополнительные площади для размещения велопарка. В результате велосипеды можно заметить в подъездах, а жители старых домов с подвалами зачастую размещают транспорт там. Казалось бы, идеальное место для обустройства велопарковки, но, как показывает практика, не самое надежное.

"Не очень давно у соседей из подвала дважды крали велосипеды. У нас подозрение, что внимание привлек яркий и недешевый байк, который они недавно купили дочке, но помимо него в подвале они хранили еще три. Первый раз воры хотели забрать два, но один оказался на спущенных колесах, поэтому оставили его в проходе. Второй раз в этот же подвал залезли через полтора месяца и увели два велосипеда, а остальные два вывезли и поставили в темном месте, наверное, рассчитывая забрать следующей ночью.

Примечательно то, что дверь подвала, которая идет с улицы, была аккуратно открыта ключом, то есть мы предполагаем, что кражу совершил человек, имеющий туда доступ. А вот с замком на ячейке поступили более бесцеремонно – первый раз его попросту сбили. Соседи не думали, что человек решится на подобное второй раз, поэтому оставили велосипеды в том же месте, но под более надежной охраной: двери в отсек укрепили, повесили два надежных замка, а сам транспорт обкрутили цепью. Но и это не помогло – второй раз воры не смогли сбить потайной замок, поэтому сняли двери с петель и распилили цепь на велосипедах.

Вообще этому инциденту все удивились, так как двор у нас очень спокойный. Раз одна соседка прикрепила свой велосипед прямо к заборчику возле подъезда, и он простоял под открытым небом все лето. Правда, велосипед был самый обычный, недорогой, а у этой семьи транспорт был достаточно недешевый.

Конечно, оба раза хозяева обращались в милицию, но пока велосипеды не найдены. Эти ситуации натолкнули нас на решение установить на своем подъезде камеру видеонаблюдения – предварительно 51 процент жильцов подъезда уже дал согласие", – рассказывает девушка.

Как защищают свой транспорт от кражи минчане?

Если во время прогулки по городу обратить внимание на припаркованные велосипеды, можно увидеть, что большинство минчан пользуется стандартными велосипедными замками, хотя опытные велосипедисты утверждают, что нередко видели оставленные даже без минимальной защиты байки. 

Юлия иногда оставляет свой велосипед на улице, а для защиты использует длинный замок, которым старается максимально “обкрутить” велосипед:

"Обычно я стараюсь прикреплять велосипед к столбам, перилам, потому что велопарковки, которые есть у большинства магазинов, не очень удобные. Если ставить велосипед на них, длины моего полутораметрового троса не хватает, чтобы хорошо его закрепить. На мой взгляд, эти парковки делались с расчетом, что велосипед будет крепиться к ним только за переднее колесо, а оно легко снимается".

Дмитрий летом часто ездит на работу на велосипеде:

"У нас есть подсобная закрытая территория, где я спокойно могу оставить велосипед на весь день или даже на ночь. Иногда могу поехать на велосипеде в город по делам и оставляю его прикрепленным к перилам обычным тросовым замком с ключом. Велосипед у меня уже лет 8, он не настолько новый и дорогой, чтобы заинтересовать профессиональных воров, а от случайно проходящего человека такой замок убережет. Дома велосипед храню в приквартирном тамбуре на стене – соседи у нас порядочные и благополучные, тамбур закрывается на замок".

Минчанин Александр тоже часто использует велосипед вместо личного автомобиля. У мужчины три велосипеда и обычный самокат.

"На велосипеде по делам езжу около 20 лет, еще до того, как это стало у нас популярным. С попытками кражи не сталкивался. Сейчас, чтобы избежать этого, использую несколько приемов. Во-первых, у меня есть два обычных велосипедных тросовых замка, с собой обычно беру один из них. Я понимаю, что такие замки не обеспечивают хорошую защиту, их легко перекусить специальным инструментом, но покупать что-то дороже и тяжелее по весу не хочу. Мои замки обеспечивают защиту моего велосипеда от случайных прохожих с нехорошими намерениями, и этого достаточно. К тому же считаю, что даже дорогое запорное устройство не гарантирует стопроцентную защиту от кражи.

Во-вторых, у меня три велосипеда, одному из которых около 19 лет. Он в хорошем техническом состоянии, но выглядит "уставшим" и потрепанным, и я специально не привожу его в идеальный вид. Такой велосипед на фоне других выглядит непрезентабельно и вряд ли привлечет внимание профессионального вора. На нем я езжу тогда, когда понимаю, что он будет стоять без особой охраны несколько часов или целый рабочий день. Если даже этот велосипед украдут и не найдут, отнесусь к этому философски – будет повод купить другой.

Два других велосипеда тоже относительно бюджетные, но новые – их жалко. Поэтому надолго без присмотра на улице стараюсь не оставлять. Храню велосипеды в квартире – площадь позволяет, к тому же есть удобная кладовка. Подвал тоже есть, но ставить туда велосипеды не хочу, уж очень там пыльно".

Какую защиту советуют специалисты

Когда вы приобретаете велосипед в магазине, замок часто предлагают в качестве дополнительного аксессуара.

"Существует несколько видов велосипедных замков, – рассказывает продавец-консультант магазина M-velo.by Иван. – Есть замки тросовые, они наиболее распространены среди велосипедистов из-за их легкости и удобства. Они могут запираться с помощью ключа или иметь кодовое запирающее устройство. Трос может быть разной длины – от 60 до 180 сантиметров, разной толщины. Ключ в таких замках, как правило, самый простой, плоский. Следующая категория – цепные замки. Они более надежные, чем тросовые, ведь для того, чтобы разрезать цепь, нужен специальный инструмент – пила или "болгарка". Сам процесс займет гораздо больше времени, наделает больше шума и однозначно привлечет внимание прохожих. Ключ у них более похож на квартирный, то есть вскрыть такой замок сложнее. Самый надежный замок для велосипеда – металлическая скоба с толщиной металла проушины 12 миллиметров. В комплекте к замку, как правило, идут два полукруглых ключа, которые считаются более сложными для вскрытия".

Что касается выбора, то тем, кто много ездит, Иван рекомендует покупать тросовый замок.

“По сути, любой из замков не будет на 100 процентов гарантировать сохранность велосипеда. Для профессиональных "медвежатников" вскрыть даже самый дорогой не проблема. Поэтому тем, кто много катается и периодически оставляет велосипеды возле магазинов, банков и т.д., я рекомендую приобретать тросовый замок. Он легкий, не занимает много места и свою функцию выполнит – защитит велосипед от случайных прохожих. Желательно брать трос подлиннее, так как он позволит вам закрепить велосипед надежно за что угодно – перила, столб любой толщины и т.д. Если выбирать замок с ключами или кодом, то, на мой взгляд, второй вариант удобнее, потому что ключи можно потерять. Вскрыть код на замке как в кино, подобрав его на слух, вряд ли возможно.

Цепной замок тяжелее и, как правило, короче, поэтому с ним может быть не так удобно. Скобу или U-образный замок я посоветовал бы купить тем, кто хранит велосипед в подъезде дома, и крепить его там. Найти подходящее место в городе, чтобы закрепить велосипед скобой, сложнее, к тому же ее нелегко возить с собой из-за ее веса. Что касается предпочтений покупателей, то обычно они спрашивают совета, какой замок выбрать, но есть и те, кто приходит с конкретным запросом. Недавно, например, мужчина купил цепной замок и скобу, которыми он собирается пользоваться одновременно”, – отмечает Иван.

Что касается цен, в интернете тросовый велосипедный замок стоит от 7 до 70 рублей. В среднем качественный и достаточно длинный, чтобы хорошо закрепить велосипед, замок оценивается от 20 руб., U-образный – от 30 до 80, цепной – от 30 до 100 рублей.

Специалисты по вскрытию замков с велосипедными "сторожами" обычно не сталкиваются, но в сервисах уверены, что в основном их не вскрывают, а просто перерезают трос.

"Вскрытие требует времени, это может привлечь внимание прохожих. В велосипедном замке вставлен тот же цилиндр, что и в большинстве дверей, то есть принцип его работы один и тот же. Если человек умеет пользоваться отмычками, ему нет разницы, открывать велосипедный замок, квартирную или автомобильную дверь. Но со стороны это может выглядеть странно. Лично для своего ребенка я купил замок с цепью – она легкая, но перекусить ее непросто. Стоит такой замок сейчас около 170 рублей, но в нем я уверен", – говорит Андрей, руководитель компании "Вскрытие замков.бел".

Помимо замков для сохранности велосипедов в Беларуси можно купить специальную велосипедную сигнализацию или GPS-маячок, который будет показывать местоположение байка, а в случае угона его перемещения будет легко отследить.

GPS-маячок или трекер представляет собой небольшую коробочку, которая работает от батареек и передает на мобильный телефон владельца данные о местоположении велосипеда. Он может прислать сообщение, если по велосипеду кто-то ударит или передвинет. Маячок можно установить в потайное место, например, под сиденье, или в случае с электросамокатом прикрепить к ручке. В продаже мы нашли также трекер, замаскированный под задний фонарь. Стоят трекеры от 280 до 380 рублей.

Сигнализация для велосипедов и самокатов тоже похожа на небольшую коробочку и по своему принципу действия схожа с примитивной автомобильной. Она работает от батареек и тоже сработает, если велосипед кто-то потрогает. Сигнализация издает громкий сигнал, который должен привлечь внимание окружающих и владельца велосипеда. Мы нашли такие устройства в продаже по цене около 50-70 рублей. В целом, по словам продавцов велосипедов и самокатов, они считают установку таких устройств полезной, особенно если у вас дорогой и приметный транспорт.

За переднее колесо, как показано на фото, велосипед крепить не рекомендуется: колесо легко снять и увезти велосипед.

При креплении велосипеда главное – пропустить трос через раму. На этих фото показаны два верных варианта крепления.

Сколько стоит страховка

Некоторые компании предлагают оформить страховку для велосипеда или электросамоката, которая покрывает в том числе случаи кражи.

В компании "Белнефтестрах" есть страховка для велосипеда, которая покрывает ущерб от ДТП, порчи и кражи. Страхование велосипеда стоимостью 600 руб. обойдется 35,4 руб. в год, или 25,8 рубля за полгода. По варианту “Эконом” стоимостью 24,6 руб. в год велосипед страхуется только с 8.00 до 20.00, но если кража произойдет в ночное время, выплату владелец не получит. Застраховать в компании можно только велосипед не старше 10 лет, при этом, если хозяин решит оставить его на какое-то время на улице, транспорт нужно будет прикрепить цепным или U-образным замком.

В "Белгосстрахе" владелец заплатит 10% оценочной стоимости велосипеда, для оформления договора понадобится предоставить сам велосипед и чек о его покупке. Кроме кражи страховка покроет ответственность самого велосипедиста, если он, например, причинит кому-то ущерб – поцарапает автомобиль и т.д. Конечно же, оставляя велосипед возле магазина, его нужно будет пристегнуть надежным замком, а хранить велосипед по условиям договора нужно либо в квартире, либо на велопарковке на охраняемой стоянке.

"В этом году раскрыто 59 процентов краж"

"За 5 месяцев текущего года  было совершено 127 краж велосипедов и средств персональной мобильности в Минске, – сообщили в ГУВД Мингорисполкома. – За аналогичный период прошлого года в столице зафиксирован 121 подобный инцидент".

По словам сотрудников милиции, в основном похищают велосипеды. Изредка поступают обращения по поводу краж мелких вещей – световых приборов, электронных устройств, но чаще крадут технику целиком.

"Чаще всего транспортные средства крадут из подъезда или могут укатить велосипед, брошенный возле магазина или детской площадки. Больше всего краж происходит вечером или ночью, но немало инцидентов было и днем. Обычно похищенные байки не были никак закреплены, но бывают случаи, когда ненадежные тросы перекусывают кусачками. Один случай произошел по невнимательности владельца – он не закрыл замок, но думал, что закрыл. В Минске были случаи краж велосипедов из закрытых подвалов, когда бандиты просто выламывали замки. Больше всего таких происшествий в Первомайском районе. По сути, летом кража может произойти в любом месте – и в людном, и в пустынном, так как человек с велосипедом не привлекает внимания и не вызывает подозрений".

Что касается раскрываемости подобных преступлений, велосипедных воров находят примерно в половине случаев, поэтому в милиции советуют владельцам самим позаботиться о сохранности своего имущества.

“За 5 месяцев этого года раскрыто 59 процентов краж велосипедов. Поэтому владельцам велосипедов и средств индивидуальной мобильности мы рекомендуем предпринять меры, чтобы не допустить кражи. Велосипед или другой транспорт стоит хранить в квартире, а не на балконе или в общем коридоре. Подобный транспорт лучше не оставлять без присмотра или оставлять в поле зрения камер наблюдения, а также обязательно пристегнуть надежным замком, который невозможно перекусить кусачками”.

Что касается трекеров и сигнализаций, в милиции к подобным устройствам относятся положительно.

"На нашей практике не было обращений по поводу кражи велосипеда с GPS-трекером или сигнализацией. В установке подобных устройств есть смысл – в первую очередь это помогает окружающим понять, что велосипед украден, так как он издает нехарактерные звуки, что может испугать вора и привлечь внимание окружающих и владельца", – отметили в ГУВД.