С методикой мы не мудрили. Расположились возле одного из минских гипермаркетов в расчете на его посетителей, которые приедут за покупками на своих автомобилях и, пользуясь возможностью, захотят проверить давление в шинах и довести его до нормы.

За норму принималось давление, указанное в информационных табличках, размещаемых в дверных проемах подъезжающих на проверку машин.

При отсутствии такой таблички ориентировались на данные, приведенные в сводной таблице для разных моделей автомобилей.

Замеры давления проводились с помощью двух манометров, поверенных уполномоченным на это госучреждением. Сначала удостоверились, что оба манометра дают одинаковые показания, после чего пользовались манометром компрессора. Ко второму манометру обращались, когда появлялась необходимость убедиться, что первый действительно не соврал, показав слишком низкое давление.

Кроме того, у нас имелся динамометрический ключ. Предполагалось, что кроме давления будем проверять затяжку колесных гаек. Чтобы к затяжке не возвращаться, скажу, что от сплошной ее проверки пришлось отказаться. Не хотелось задерживать клиентов, ждавших очереди, или возиться с колпаками, которые не всегда хорошо снимались и ставились назад. Выборка же лишь из старых машин, владельцы которых, по всей видимости, устанавливали колеса сами, показала, что по меньшей мере в 10 процентах случаев гайки не были затянуты как полагается.

Еще до начала проверки я расспросил коллег из компании «Автосеть», взявшихся организовать процесс и обеспечить его необходимым инструментом, что, по их мнению, мы получим в итоге. Коллеги предположили, что не меньше чем в 70 процентах случаев давление в шинах будет в норме либо отличаться от нее лишь на 0,1-0,2 бара в ту или иную сторону, что тоже можно считать нормальным и не оказывающим существенного влияния на показатели, которые шины должны обеспечивать.

В ту или иную сторону? Специалистам, конечно, видней, но у меня на этот счет было несколько иное мнение. Во-первых, проверка проходила в солнечную погоду при 23-градусной температуре воздуха. Асфальт, думаю, мог нагреться и до 30-ти. До магазина каждая машина должна была проделать тот или иной путь. Поэтому давление в шинах если и могло отличаться от нормы, то должно было быть только повышенным. Во-вторых, я судил по себе, а в своей машине колеса всегда держу накачанными по максимуму из расчета, что, выехав из дома, могу вернуться с тремя пассажирами или шестью мешками картошки и так далее. К тому же это позволяет экономить толику топлива, а что скрывать – экономить я и мои земляки всегда рады.

Результаты измерения давления в шинах (норма/факт, bar)
№ п/п Марка Модель Год выпуска ПЛ ПП ЗЛ ЗП
1 VW Passat 1984 1,9/1,8 1,9/1,4 2,0/1,7 2,0/1,7
2 Hyundai - 2014 2,1/1,9 2,1/1,9 2,1/1,9 2,1/1,7
3 Kia Sorento - 2,4/2,2 2,4/2,1 2,4/2,2 2,4/2,1
4 Renault Scenic 2002 2,2/2,1 2,2/2,1 2,2/2,1 2,2/2,1
5 Renault Megane 2009 2,3/2,1 2,3/2,1 2,0/2,2 2,0/2,1
6 Ford Fusion 2008 2,4/2,3 2,4/2,2 2,2/2,1 2,2/2,1
7 Ford Mondeo 2008 2,2/2,1 2,2/2,0 2,2/1,9 2,2/1,9
8 Fiat Punto - 2,2/1,4 2,2/1,7 2,2/1,8 2,2/1,4
9 BMW E46 1998 2,2/1,9 2,2/1,9 2,6/1,3 2,6/2,3
10 Alfa Romeo 166 - 2,2/1,8 2,2/1,7 2,2/2,0 2,2/1,9
11 BMW E36 - 2,1/2,0 2,1/2,1 2,3/1,8 2,3/1,9
12 VW Passat 1989 2,2/2,1 2,2/2,0 2,2/0,8 2,2/2,0
13 VW Golf 6 - 2,2/2,0 2,2/2,1 2,2/2,0 2,2/2,1
14 Skoda Superb 2009 2,6/2,4 2,6/2,2 2,4/2,2 2,4/2,3
15 Nissan Primera - 2,2/2,4 2,2/2,2 2,2/2,2 2,2/2,4
16 Ford Explorer 2006 2,4/2,6 2,4/2,4 2,4/2,2 2,4/2,4
17 Peugeot 806 2000 2,3/2,3 2,3/2,0 2,3/2,1 2,3/2,1
18 Citroen C5 - 2,3/2,2 2,3/2,1 2,3/2,2 2,3/2,2
19 BMW E46 - 2,2/2,6 2,2/2,6 2,6/2,4 2,6/2,5
20 VW Passat 2003 2,2/2,3 2,2/2,4 2,2/2,2 2,2/1,7
21 Mazda 626 1998 2,2/2,0 2,2/2,0 2,2/1,7 2,2/1,7
22 Opel Astra 2001 2,2/2,2 2,2/2,0 2,2/2,0 2,2/2,1
23 Citroen C5 2009 2,3/2,2 2,3/2,1 2,3/2,3 2,3/2,3
24 Peugeot 407 - 2,6/2,3 2,6/2,3 2,3/2,2 2,3/2,2
25 Nissan Almera - 2,2/1,9 2,2/2,0 2,2/0,8 2,2/2,2
26 VW Passat 2001 2,2/2,2 2,2/2,2 2,2/2,2 2,2/2,2
27 BMW E60 2007 2,2/2,2 2,2/2,2 2,7/2,4 2,7/2,3
28 VW Passat 2008 2,4/2,2 2,4/2,1 2,4/2,2 2,4/1,9
29 Skoda Fabia 2004 2,1/2,0 2,1/1,9 2,1/2,2 2,1/2,2
30 Mitsubishi Lancer - 2,2/2,1 2,2/2,0 2,2/2,2 2,2/2,2
31 Opel Insignia - 2,2/2,0 2,2/2,1 2,0/2,0 2,0/2,1
32 Mazda 2 2007 2,2/2,5 2,2/2,1 2,2/2,0 2,2/1,9
33 Nissan Primera - 2,2/1,9 2,2/2,0 2,1/2,0 2,1/1,9
34 Hyundai Solaris - 2,2/2,2 2,2/1,9 2,2/2,0 2,2/2,0
35 Audi 100 1985 2,2/1,6 2,2/1,6 2,2/1,2 2,2/1,0
36 Peugeot 307 2004 2,5/3,2 2,5/3,1 2,5/3,0 2,5/3,1
37 Skoda Fabia - 2,1/2,0 2,1/1,9 2,1/2,1 2,1/2,0
38 BMW E90 - 2,0/2,2 2,0/2,2 2,0/2,2 2,0/2,3
39 VW Passat 2008 2,4/2,1 2,4/2,1 2,4/2,0 2,4/1,6
40 Opel Astra 2002 2,2/2,0 2,2/1,6 2,2/2,0 2,2/1,4
41 Audi A4 - 2,3/2,3 2,3/1,9 2,3/2,3 2,3/2,2
42 Kia Carens - 2,2/2,0 2,2/1,7 2,2/2,1 2,2/2,0
43 Opel Meriva - 2,3/2,0 2,3/2,0 2,1/2,1 2,1/1,2
44 Mazda 626 - 2,2/2,2 2,2/2,2 2,2/1,5 2,2/2,2
45 Honda Accord - 2,2/1,5 2,2/1,5 2,2/1,0 2,2/1,4
46 Kia Cerato - 2,2/2,0 2,2/2,0 2,2/2,0 2,2/1,9
47 Peugeot 406 2000 2,2/2,0 2,2/1,9 2,1/2,0 2,1/2,0
48 Acura - - 2,2/2,0 2,2/2,1 2,2/1,8 2,2/1,6
Обозначения: ПЛ – переднее левое, ПП – переднее правое, ЗЛ – заднее левое, ЗП – заднее правое

Проанализировав, что мы фиксировали в протоколе в ходе нашей затеи с проверкой, легко понять, почему ее результаты начали удивлять меня намного раньше, чем коллег. Под наш шатер заезжает одна машина, другая, пятая, десятая – практически во всех я вижу не повышенное, а пониженное давление в колесах. Где больше, где меньше, но стабильно пониженное. Вот тебе и раз, получается, что начальное давление в них должно было быть еще ниже!

Интересуюсь у владельцев, как часто проверяют. Типичный ответ – от случая к случаю. Хорошо, если раз в неделю-две, но для многих сигналом к проверке служит лишь приспущенный вид колеса. Задаю вопрос моим сотоварищам: насколько должно уменьшиться давление, чтобы это стало заметно по шине? Отвечают, что многое зависит от размера, высоты и жесткости боковины конкретной модели шины, насколько наметан глаз водителя. Опять же машина должна стоять на ровной площадке и быть равномерно загруженной. Боковой уклон способен внести существенную поправку в деформацию покрышки. Бывает, что даже опытному взгляду непросто заподозрить, что давление снижено на 0,5-0,7 бара. Что тогда говорить о неопытном.  

Как часто надо давление проверять? По мнению моих коллег, раз в неделю, не реже, а вообще проверка шин является обязательной процедурой ежедневного технического осмотра, который необходимо проводить перед каждой поездкой.

Выясняю у владельцев, чем проверяют. Оказалось, что большинство водителей заезжают для проверки профессиональным инструментом редко, да и то, если это давно не делалось, а шиномонтаж как раз встретился по пути. Самый же популярный прибор – манометр на личном насосе. Опять-таки спрашиваю у коллег, насколько можно доверять манометрам, которые продаются в магазинах или идут вместе с шинными насосами и компрессорами?

Оказывается, что таким манометрам они не доверяют вообще, но дают совет: можно на шиномонтаже попросить, чтобы колеса накачали на строго определенное давление, затем посмотреть, сколько покажет свой манометр, и при дальнейших замерах вносить в его показания соответствующую поправку. Однако и при этом высокой точности от бытовых приборов ожидать не приходится. Цена деления шкалы в них может быть, например, 0,5 kg/cm2 (1 bar равен 1 kg/cm2 или x100 kPa), что слишком много, учитывая, что погрешность измерения всегда принимается равной половине цены деления.

Не будем углубляться, на чем сказывается и чем чревата езда на шинах с пониженным давлением воздуха. Это тема другого разговора. Добавлю лишь, что кроме давления в колесах и затяжки их крепежа мы также интересовались состоянием протектора, наличием повреждений на нем и боковинах покрышек, годом их выпуска и другими нюансами. Надо сказать, что с каждым очередным автомобилем, попадавшим к нам в руки, земляки удивляли все больше и больше.

Оказалось, что езда на зимних шинах летом для наших водителей вполне тривиальное явление, но, впрочем, об этом мы в свое время рассказывали. Мало кто обращает внимание на односторонний износ протектора – а как иначе объяснить удивление тех водителей, которым мы его показывали и рекомендовали съездить на «развал-схождение»? Нашлось несколько шин с направленным рисунком протектора, установленных против направления вращения, – где, спрашивается, их устанавливали? С момента выпуска практически половины проверенных шин прошло свыше пяти лет. Трещины, повреждения тоже попадались. В общем, с шинами у нас такие дела…

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY