Имидж ничто?

Для начала давайте разберемся с "неймингом" у бобруйского шинника. Дело в том, что до недавнего времени покрышки "Белшины" идентифицировались по буквенно-числовому индексу: Бел-555, Бел-227, Бел-81, Бел-107 и так, кажется, до бесконечности… В одном и том же типоразмере можно было купить покрышки с разными рисунками. Все это вносило неразбериху и сумятицу в процесс выбора, а при просмотре каталога приходилось копаться в сотне позиций. Теперь все стало проще. Начали появляться линейки покрышек с единым рисунком протектора, но в разных типоразмерах. К примеру, для лета это Artmotion, для зимы - ArtmotionSnow. Совсем недавно была представлена новая шина Bravado, которая относится к категории усиленных и предназначена для "легкогрузового", то есть коммерческого, транспорта.

В общем, "Белшина" переняла общемировую практику. Правда, по-прежнему для некоторых покрышек продолжает прописывать эти индексы. К примеру, летний Artmotion для моего Chevrolet Aveo размерности 185/60 R14 зовется Bel-256, зимний ArtmotionSnow - Bel-267. Что немаловажно, бобруйчане хорошо поработали и над внешним видом боковин: шрифты перестали отдавать "совком", вместо кириллицы стали больше использовать "латинку". Скажете, кому какая разница? А я отвечу вам, что она есть! Потому что людям, которые ездят на покрышках, якобы нарисованных в Англии, с названием а-ля Италия, но произведенных в Украине, есть чем гордиться? Нет. Вот и владельцам "Белшины" теперь нечего стыдиться. Кстати, каталог на фирменном сайте тоже обновили и дополнили. В общем, ощущение от продукта стало на порядок выше.

Теперь давайте перейдем к сути: как "ходит" и балансируется?

"Летний" Artmotion после пробега 16.500 км: работаем на износ

Если помните, в первой части отчета по летней покрышке Artmotion меня, по сути, волновало два вопроса. Во-первых - износостойкость. Потому что, если смотреть на такой параметр, как Treadwear, который здесь равняется 240 единицам, ресурс покрышек из Бобруйска по-прежнему невысок. При первоначальных замерах глубина протектора составила около 7,2-7,4 мм, в своем каталоге производитель заявляет все 8 мм. На этот раз произвести все инструментальные замеры нам помогут специалисты компании "Автосеть", которая занимается как продажей, так и шиномонтажным сервисом. Так или иначе, но после пробега 16.500 км остаточная глубина протектора на передней оси составила 6 мм, на задней - 6,6 мм.

- Могу сказать, что износ очень равномерный, - объясняет Максим Бекиш, технический специалист компании "Автосеть". - Как видите, по всем трем продольным канавкам остаточная глубина не отличается. Во-первых, это говорит о том, что с подвеской и углами установки колес все в порядке, а во-вторых, сами шины имеют жесткий, правильный корд, который не деформировался по итогам сезона. Плюс состав резины однородный, без провалов. Ну и за давлением, по-видимому, вы следили, потому что очень часто именно из-за этого покрышки "съедаются" с разной интенсивностью.

В самом деле, за давлением я следил. Но здесь выяснилась одна интересная деталь. Дело в том, что "Белшина" для своих покрышек, по крайней мере что касается вышеупомянутой Artmotion и ArtmotionSnow, рекомендует рабочее давление 250 кПа (2,5 бар). В руководстве по эксплуатации Chevrolet Aveo для пустой машины предписано 2,1 бар, для груженой - 2,3 бар. В таких вопросах я склонен полагаться на автопроизводителя, так как доводка и настройка шасси всегда проводится с жестко заданными параметрами, в том числе по давлению в шинах. Учитывая, что большую часть времени я езжу в машине один, шины эксплуатировались преимущественно с давлением 2,1 бар. Чтобы выяснить, насколько это могло увеличить степень износа покрышки, нужно как минимум проехать такой же путь на аналогичном автомобиле, но с большим давлением.

Пока же итог такой: если брать в расчет реальную глубину протектора (в среднем 7,5 мм против 8 мм, заявленных производителем), то износ на передней оси за 16.500 км составил 1,5 мм, на задней - 1 мм. Много это или мало? Если допустить, что износ будет происходить с равной интенсивностью, и провести сезонную ротацию с целью выравнивания износа, то за два сезона при аналогичном пробеге износ на каждой шине составит 2,5 мм. Таким образом, при прочих равных условиях до дозволенной по ПДД остаточной высоты протектора 1,6 мм комплект шин пройдет порядка 75.000 км.

Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении (Приложение 4):
25. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин механических транспортных средств, в сцепке с которыми они участвуют в дорожном движении.
Шина считается непригодной к эксплуатации, если появился один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора, при равномерном износе или два индикатора в каждом из двух сечений - при неравномерном износе беговой дорожки.

Подробно о том, как высчитывается Treadwear (параметр, характеризующий износостойкость), можно почитать здесь. Нам же интересно следующее. Считается, что реальный пробег шины с Treadwear в 100 единиц составляет около 25.000 км. При заявленных 240 единицах для Artmotion расчетный пробег составит около 60.000. Мы же в идеальных условиях получили 75.000 км. Однако учитывайте, что с возрастом износ покрышки все-таки усиливается - действие реагентов, перепад температур, подверженность различным нагрузкам, - поэтому быть оптимистом здесь не получится, лучше ориентироваться на меньший пробег.

В общем, вывод в этой части один: износостойкость "Белшины" пока не самая сильная сторона покрышек из Бобруйска. По крайней мере, что касается шины конкретно этого типоразмера линейки Artmotion.

Радиальное биение: в поисках черной кошки в комнате без света

Второй вопрос, который меня волновал, - биение руля на скоростях выше 85 км/ч. После повторной перебалансировки оно никуда не исчезло. В ровности дисков я уверен. Поэтому остается единственный вариант - проверить покрышки, установленные на передней оси, на радиальное биение.

Колесо любого транспортного средства является объектом вращения. Оно должно иметь симметричную форму, а это означает, что все точки поверхности колеса в сечениях должны быть равноудалены от оси его вращения, а центр тяжести - лежать на этой оси. Колесо считается уравновешенным (отбалансированным), когда ось его вращения является и главной центральной осью инерции. Радиальное и боковое биения определяют методом измерения расстояния от неподвижной базовой точки до точек поверхности шины при ее вращении вокруг оси. Измерение радиального биения проводят в центральной плоскости вращения колеса как разности наибольшего и наименьшего от точек беговой дорожки протектора шины до оси вращения колеса.

Для этого монтируем шины на эталонный литой диск и с помощью индикатора часового типа для шин последовательно проводим замеры. И здесь меня ожидает полное фиаско… Покрышки, на которые я, признаться, грешил, не то что укладываются в норму, но укладываются с двойным запасом!

- Очень ровные покрышки, - констатирует Максим Бекиш. - Как видите, нет и намека на радиальное биение. Как само колесо, его составные части, так и резиновую шину изготавливают с определенными допускаемыми отклонениями от номинальных значений параметров, поэтому оно практически всегда несимметрично, а значит, и неуравновешенно. С этой "Белшиной" все в порядке.

Сомнений в показаниях быть не может - все инструменты сертифицированы и прошли поверку, мы повторили замеры несколько раз. Что тогда? После того как я "переобулся" в другие шины и биение пропало, у меня остался только один маловероятный, но все же вариант: возможно, в обоих случаях, при первоначальной и последующей балансировках, какая-то из гаек была зажата или пережата, что и создало эффект дисбаланса. Несмотря на то что снаряд, как известно, дважды в одну воронку не падает, других объяснений у меня нет.

Итак, общее впечатление по итогам сезона - достойные шины. Безо всяких скидок на "лучшее соотношение цены и качества", "нормальная резина за эти деньги" и иже с ними. Линейка Artmotion понравилась мне сбалансированностью характеристик. Для "Белшины" эти покрышки непривычно жестко отрабатывают неровности, но тот уровень комфорта, которые они могут обеспечить на Chevrolet Aveo, меня вполне устраивает. Потому что автомобиль хорошо держит прямую - от тех ужасных подруливаний, которыми грешат старые рисунки "Белшины", не осталось и следа; мягко проглатывает дорожную мелочь и лишь на крупных дефектах асфальта не держит "удар". Езда и по сухому, и по мокрому асфальту максимально предсказуемая. Акустический комфорт. И еще: я более чем уверен, что этот Artmotion на шинных тестах в компании конкурентов второго эшелона (Debica, Barum, Hankook, Lassa и др.) не будет мальчиком для битья, а по сравнению с китайскими, российскими и украинскими шинами продукция "Белшины" явный фаворит.

В общем, мы обязательно продолжим наблюдать за этими летними покрышками в следующем сезоне: попробуем докопаться до истинной причины биения, оценим износостойкость и сравним качество езды с шинами-конкурентами в рамках централизованных шинных тестов. А пока "переобуваемся" в зимнюю "Белшину" - ArtmotionSnow!

ArtmotionSnow: с "усиками", но дешево

В середине октября, в выходные дни, на которые пришлась первая волна зимнего шинного ажиотажа, нужный мне ArtmotionSnow 185/60 R14 было не найти: в фирменные точки на рынке их еще не подвезли, интернет-магазины отвечали либо "вот-вот появятся на складе", либо "уже разобрали". На момент подготовки материала (начало ноября) с ассортиментом проблем не было: шины с посадочными диаметрами 14, 15 и 16 дюймов в самых популярных размерах в интернет-магазинах присутствуют. На покрышках, которые я получил в свое распоряжение на прошлой неделе (44-я в 2014 году), проставлена дата производства: 4314… По-видимому, товар на складах производителя, мягко говоря, не залеживается. Розничная цена в Минске на эту покрышку колеблется в диапазоне 420.000-530.000 руб., причем минимальный ценник не из разряда мифического "под заказ": все есть в наличии - проверено.

Несколько смутил тот факт, что на покрышках вновь появился облой. Об опасности таких "усиков", особенности при езде по льду, мы рассказывали и наглядно это показывали. Несмотря на все заверения заводчан о том, что от этой проблемы они избавились раз и навсегда, в торговую сеть продолжают поступать "волосатые" шины. Справедливости ради стоит отметить, что мы без труда смогли отыскать на прилавках еще парочку шин с облоем: этим грешат и российские производители, и даже Nokian, правда, только на линейке Nordman. Но в целом в среде шинников выпуск такой продукции - это моветон. За прошедшую неделю на новых шинах я успел проехать около 300 км, но пока "усики" не подают признаков усталости - торчат как ни в чем не бывало.

Также мы сравнили вес покрышек аналогичного размера разных производителей и диапазон цен.

Бренд Модель Вес, кг Диапазон цен, $
Белшина ArtmotionSnow (Бел-267) 8,22 40-50
Sava Eskimo S3 6,1 60-65
Gislaved Euro*Frost 5 6,6 60-85
Hankook Winter i*Cept W442 6,96 55-75
Rosava Snowgard 7,6 43-55

Если посмотреть на цены, то становится понятно: чем шина дешевле - тем она тяжелее. Каждый лишний килограмм означает ухудшение динамических характеристик и повышенный расход топлива: чем тяжелее колеса, тем больше энергии и времени требуется, чтобы изменить скорость их вращения. Также увеличение неподрессоренных масс отрицательно влияет на плавность хода и управляемость. И не забываем об износе деталей подвески: тяжелые колеса быстрее "прикончат" детали шасси. На ходу сочетание увеличившихся неподрессоренных масс (+1,22 кг с колеса по сравнению с "летом"!), "усиков" и более мягкого состава резины дает свой отрицательный эффект: если до этого машина порхала аки бабочка, то теперь даже в городском режиме ощущается размазанность реакций.

Отбалансировались покрышки следующим образом (внешняя/внутренняя сторона): 10/15 г, 10/10 г, 20/20 г, 35/20 г. Хотя по ГОСТу допускается применение до 70 г для каждой стороны диска.

- Иногда люди приезжают, привозят дорогую резину и требуют, чтобы мы отбалансировали колеса вообще без применения грузов, - рассказывает Максим Бекиш. - Но это невозможно! Даже самые премиумные покрышки не могут быть идеальными. Как не бывают абсолютно ровными и диски. В нашем случае с "Белшиной" все в порядке - отбалансировалась почти на отлично. Активно сотрудничать с бобруйчанами в части продаж наша компания начала только в этом году, но по опыту могу сказать, что люди берут эту резину в первую очередь из-за самой низкой цены. И будут продолжать брать, если цена не изменится. А вот качество нужно подтягивать. Я ведь специалист по рекламациям: думаю, через полгода у меня на руках будет объективная картина качества нынешней "Белшины".

Также мы измерили глубину протектора - 8,1 мм. Производитель заявляет 9 мм, то есть, как и в случае с летней шиной, расхождение на уровне 0,5-1 мм. Но плавность хода - кайф! Теперь не самому комфортному Aveo любые стыки и ямы нипочем. Даже пересечение с трамвайными путями на ул. Якуба Коласа, в районе "Комаровки", я проезжаю, не задерживая дыхание. Кто знает этот участок - тот поймет. Наконец, появилось ощущение, что все неровности замыкаются на покрышках, а не ударяют "высоковольтным разрядом" подвеску. Ездить активно пока опасаюсь - "усики" реально мешают чувствовать машину даже на сухом асфальте. Кстати, уровень шума если и увеличился, то уловить разницу сложно: на скорости 90-95 км/ч воя нет!

Итак, с ArtmotionSnow у нас еще весь сезон впереди. Обещаем, что будем рассказывать обо всем, что заслуживает внимания интересующегося автомобилиста. А пока предлагаем вот что. Мы сформировали свой список вопросов, касающийся в том числе маркировок на боковинах зимних шин, и планируем дополнить его вашими самыми каверзными, но справедливыми вопросами относительно "Белшины". Оставляйте свои комментарии в обсуждении на форуме. Самые интересные и уместные вопросы мы включим в наш список, который затем отошлем специалистам "Белшины".

Надеемся, что заводчане оперативно среагируют и у нас получится выстроить настоящий диалог.

Алексей ХВОЩИНСКИЙ
Фото автора
ABW.BY

Материалы по теме

Совсем другая "Белшина"?

Тест зимних шин: "Белшина" - лучшая в "бордюрном" тесте, но худшая на асфальте

Тест летних шин 205/55 R16: "Белшина" учится - мы ждем

Ресурсный тест "Белшины": 2000 километров, перебалансировка и первые впечатления

"Белшина": опасность "усиков" - "стрижка" обязательна!

"Белшина" против Nokian