Об очередях подумалось, когда на неделе необходимость отремонтировать проколотое колесо заставила заехать в шиномонтажную мастерскую. Оказалось, что выстаивать в очереди не придется – работники мастерской сидели сложа руки в ожидании клиентов. Что в таком случае происходит на рынке? Об этом мы узнали в минувшую субботу, когда побывали на авторынке "Малиновка", где оценили, что предлагается в ассортименте зимних шин автомобилистам, озабоченным сезонной, а вскоре еще и законодательной надобностью «переобувки» машин, а также узнали, как идет торговля.

С высоты птичьего полета, вернее, с автостоянки, расположенной над авторынком Малиновки, выяснилось, что за продавцами шин дело не станет. Правда, увиденные внизу стопки составлены, скорее всего, из «бэушных» покрышек, а нас интересуют новые, поэтому держим путь непосредственно на рынок.

Учитывая, что первые из потенциальных клиентов шиномонтажников начали встречаться прямо у входа на территорию авторынка, похоже, дела у продавцов идут веселей, чем у работников мастерской, в которой довелось побывать не далее чем два дня назад.

Косвенно на то, что в шинной торговле наблюдается оживление, указывала и ситуация возле шиномонтажей, расположенных на авторынке. Вот где работники определенно не скучали от отсутствия клиентуры. Купил, сразу же «переобул» – логично.

Интересуюсь у одного из успевших отовариться, что взял. Отвечает, что Effiplus 175/65 R15. За сколько? По 60 долларов за колесо. Если откровенно, не мой любимый типоразмер – таковыми по причине наличия в семье двух автомобилей являются 175/65 R14 и 195/65 R15.

Что касается стоимости – не будем забывать, что на рынке действует гибкая система ценообразования, поэтому не обязательно, что озвученную в одной торговой точке цену тут же повторят в соседней. А если продавцу показать еще и явную заинтересованность в покупке, можно ожидать, что цена, названная первоначально, окажется вовсе не окончательной. 

Например, в одной из торговых точек мне предложили зимние Kama Euro 195/65 R15 по 220 у.е. за четыре шины, но буквально через полминуты стоимость комплекта волшебным образом снизилась до 210 у.е. И все лишь потому, что я начал ощупывать протектор упомянутой Kama, а это продавцом было воспринято как признак интереса к модели и побудило скидкой интерес подстегнуть.

Однако причина моего любопытства заключалась в другом. Только что совсем недалеко от этой торговой точки довелось наблюдать, как продавец выковыривал шипы из протектора новой шипованной шины. Это, во-первых, оживило в памяти слова знакомого продавца запчастей, правда, не с "Автомалиновки", а из Гомельской области, что у них можно шипованную шину продавать несколько лет, а выдерешь из нее шипы – уйдет в ближайший базарный день. Во-вторых, в свое время я задавал вопрос о шипованных шинах без шипов техническому специалисту одной всемирно признанной шинной компании. По его словам, такие шины по протектору и резиновым смесям проектируются именно под использование шипов, а без них они и близко не приближаются к характеристикам зимних нешипованных покрышек. У Kama посадочные отверстия под шипы имелись, но шипы отсутствовали – нужны ли мне покрышки, которые необходимо шиповать?

- Глупости не говорите, – развеял мои сомнения продавец. - Если шипы были бы нужны, они стояли бы с завода. А раз их нет, значит, можно ездить и так. И вообще, дырочки под шипы не играют никакой роли – они забьются камешками или льдом, после чего протектор будет «грести» как надо. Оспаривать услышанное я не стал - откуда мне, как рядовому покупателю, знать, как эти шины идут с завода. Может, и из них в порядке предпродажной подготовки кто-нибудь тоже предварительно повытаскивал шипы? 

Могу лишь констатировать, что в рыночном ассортименте на одну шипованную шину приходится не меньше десятка нешипованных. Скорее всего, объяснение этому найдется в соотношении водителей, проживающих в городе и сельской местности. Спрашиваю у одного из покупателей, почему взял шипованные покрышки, а не обычные. Отвечает, что для сельских условий они лучше. Живет в деревне, где ездить по накатанному снегу и льду – обычное дело, а жил бы в городе, тогда, наверное, покупал бы нешипованную «резину».

А вот сколько шин с отверстиями под установку шипа продаются после того, как шипы из них извлекли, сказать не берусь. При понятном желании продавцов предложением соответствовать спросу, существующему на зимние шины двух принципиально разных типов, и когда проще взять в руки отвертку и выковырять шипы, чем на них молиться, если шину с ними покупать не торопятся, таких экземпляров может оказаться немало. Вот тут снова могу сослаться на слова знакомого мне технического специалиста о том, что нельзя дать никакой гарантии на надежность установки нового шипа в отверстие, из которого по какой-то причине старый шип был извлечен.

Вернемся, однако, к стоимости. В большинстве осмотренных торговых точек "Автомалиновки" в типоразмере 175/65 R14 (здесь и далее цена за нешипованную шину - в у.е.) Amtel и Cordiant предлагались за 45, Effiplus – 55, Sava – 60, Hankook – 70. Стоимость шин 195/65 R15: Amtel, Cordiant – 50, Viatti – 60, Sava, Semperit – 65, Barum, Kumho, Nexen – 70, Bridgestone, Fulda, Hankook, Yokohama – 75. При этом 195/65 R15 был везде, а 175/65 R14 в некоторых точках отсутствовал.

"А где же «Белшина»?" - отметит внимательный читатель. То-то и оно, что на открытой площадке "Автомалиновки" продукцию белорусских шинников лучше не искать. Нужно сразу отправляться в крытый торговый центр, где у Бобруйского завода имеется фирменный магазин. Здесь для начала интересуюсь, почем 175/65 R14. Модель из линейки Artmotion Snow предложили за 525 тысяч рублей. Есть у «Белшины» еще одна нешипованная модель – Бел-227, но в продаже ее не оказалось, потому что разобрали. Просветили только насчет ее цены – по 498 тысяч рублей за колесо.   

Затем поспрошал покупателя, с которым вместе вышли из торговой точки, почему присматривается к «Белшине», а не к моделям других марок. Отвечает: «Так она же самая доступная!» Но, может быть, у более дорогих покрышек и ездовые характеристики лучше? «Да ну! – слышу в ответ. – Вы же сами протектор видели: чем он у «Белшины» для зимы не годится?!» Правда, этот покупатель ничего не купил – возможно, еще только приценивался. Ведь на магазине «Белшины» свет клином не сошелся, под крышей торгового центра есть и другие точки, предлагающие зимние покрышки.

Итожим: кто ищет зимнюю «резину» 175/65 R14, 195/65 R15 и других распространенных типоразмеров, тот с пустыми руками с авторынка в Малиновке не вернется. Этого, к сожалению, не скажешь о владельцах, которым для зимней «переобувки» своих автомобилей требуются шины каких-нибудь экзотических размерностей вроде 155/65 R13 или 145/70 R13 – они, как и в былые годы, в дефиците. И как в былые годы относительно цен и скидок следует ожидать, что чем ближе время «Ч», тем тверже на своих условиях будут стоять продавцы, а цены могут подрасти. 

Сергей БОЯРСКИХ

Фото автора
ABW.BY