Для начала беседуем с Олегом Матвеевым, представителем компании "Оптшинторг"

- В основном в этом году продавался средний сегмент. Неплохо брали китайские шины и российские. В тренде были южнокорейские. Но росли продажи и брендовых покрышек. Также белорусы стали чаще обращать внимание на R16 и R17. 

- Как сейчас обстановка с летними шинами? Есть ли к ним интерес? 

- Летний ассортимент сейчас присутствует далеко не весь. Но и спроса на него нет. В основном он будет завозиться ближе к весне, тогда и будет спрос. 

- Что будет после 16 января? Планируется ли увеличение спроса?

- Не думаю. Кто хотел "переобуться", тот уже "переобулся". После 16 января ажиотажа мы не ждем.

- Что в следующем году будет с ценами, ассортиментом?

- С ассортиментом - как обычно. Что будет с ценами, зависит от таможенных пошлин, курса. Тут сложно сказать. Падение российского рубля сильно повлияло на ситуацию. Понятное дело, что российский экспорт увеличивается. Если ситуация не стабилизируется, внутренний рынок придется как-то защищать. Наши цены поднялись пропорционально падению курса российского рубля. 

Мы также поговорили со специалистом по маркетингу компании "Автосеть" Александром Бороховым.

- Как повлияли на вас изменения в таможенном законодательстве касательно ввоза шин физлицами?

- Мы работаем только с официальными поставщиками и продаем только официально ввезенный и сертифицированный товар. Снижение норм ввоза могло повлиять на некоторые "серые" схемы, но нас это никак не затронуло.

- Какие шины предпочитают белорусы? От чего зависит выбор ими шин?

- Многие считают, что выбор шин в основном происходит только по ценовому фактору. Однако это не совсем так. Приведу несколько цифр из нашей статистики продаж:

  • доля шин бюджетного сегмента, в основном производства СНГ и Китая - 37 процентов;
  • доля шин среднего сегмента, а это большинство суббрендов ведущих мировых производителей, а также корейские производители - 40 процентов;
  • доля шин субпремиального сегмента, таких как Cooper, Fulda, General, Nokian, Yokohama, - 14 процентов;
  • доля шин премиального сегмента Bridgestone, Continental, Dunlop, GoodYear, Michelin, Pirelli - 9 процентов.

То есть фактически белорусы стараются выбрать более качественные шины, учитывая соотношение цены и качества. Велик процент премиального сегмента, однако не так, как, например, в России. 

- Как обстоят дела с зимними шинами в связи с последними изменениями в ПДД?

- Мы можем отметить, что белорусы всегда ответственно относились к безопасности и к зиме "переобувались" в зимние шины. Например, по опыту прошлых лет пропорция продаж "лето"/"зима" составляла 45/55. В этом году относительно небольшой прирост доли зимних шин до 40/60. Скорее всего, этот рост произошел за счет тех водителей, у кого на зиму стояло только два зимних колеса. Но общая картина радует, чего нельзя сказать об использовании зимних шин летом.

- Каким типам зимних шин отдают предпочтение белорусы?

- Шипованные шины в нашей стране не пользуются популярностью. Лишь 1,6 процента продаж зимних шин составили шипованные модели. Если смотреть в разрезе типов рисунка, то "скандинавские" и "европейские" рисунки покупают в пропорции 20/80.

- Что можно сказать о популярных размерностях колес? Все-таки это косвенно указывает, на чем ездят белорусы.

- Можно отметить положительную тенденцию в этом вопросе. Автопарк белорусов молодеет. В этом году мы продавали легковые шины 213 размерностей. В прошлом году их было значительно меньше - 182. Естественно, 80 процентов продаж приходится только на 25 размеров. Остальные - пока что экзотика. Первая десятка размеров такова: 195/65R15 - 15,9 процента, 205/55R16 - 8,3 процента, 185/65R14 - 7,3 процента, 185/65R15 - 6,5 процента, 175/70R13 - 4,4 процента, 185/70R14 - 4,1 процента, 175/65R14 - 3,3 процента, 205/65R15 - 2,6 процента, 205/60R16 - 2,3 процента, 175/70R14 - 2,2 процента. Мы отмечаем постепенный уход старых и малых размеров и приход новых. Значителен рост размерностей шин, входящих в заводскую комплектацию компактных кроссоверов и внедорожников. Мы видим, что автопарк потихоньку становится моложе. Также нужно учитывать, что на некоторых автомобилях предусмотрены разноширокие шины для передней и задней осей. 

Один из индивидуальных предпринимателей, реализующих автомобильные шины и диски, считает, что белорусы в основном ориентируются на цену: 

- Примерно 40 процентов покупателей выбрали шины зарубежных производителей. Остальные 60 - это белорусская "Белшина" и российские покрышки. Ориентируются, как и в прежние времена, скорее на цены, чем на качество. Только 15 процентов покупателей интересуются качеством, остальных волнует цена. Из российских в этом году хорошо брали Сordiant. 

- Увеличился ли спрос на зимнюю резину в этом году?

- Несомненно. Возможно, многие подумали, что зимняя резина станет обязательной уже в начале этой зимы, и ринулись в магазины. Такого спроса раньше не было. Но продажи упали уже 1 декабря - закончился сезон, начались финансовые проблемы в России и Беларуси. На этой неделе спроса не было вообще.

- Покупают ли летнюю резину вне сезона? Интересуются?

- В лучшем случае интересуется 2 процента, то есть на уровне статистической погрешности. Продажи летних шин обычно стартуют с февраля. Сейчас цены низкие, но никто пока покупать шины не спешит. 

- Какую размерность чаще покупали? Изменилось ли что-нибудь?

- Самые ходовые - R15 и R16. В этом году увеличился спрос на "большие" шины и диски R17 и R18. Возможно, причина - в массовом притоке российских автомобилей. 

- Что будет после 16 января? Планируется ли увеличение спроса?

- Не будет никакого спроса. Уже все "переобулись". Те, кто пригнал машины, возможно, будут искать. Если не купили российские шины, которые там дешевле.
 

А что же "бэушка"? Индивидуальный предприниматель Андрей уже пять лет оптом возит подержанные шины и диски из Германии и продает в розницу и мелким оптом: 

- Спрос на подержанные шины в этом году примерно такой же, что и в прошлом. Правда, "зима" по сравнению с 2013 годом начала продаваться лучше: если помните, год назад начало зимы сильно затянулось. В этом несколько дней держались небольшие морозы, был снег местами - люди поехали "переобуваться". Думаю, в этом сезоне еще определенное влияние оказала и новость о том, что с 16 января 2015 года зимние шины будут обязательными. 

Традиционно стабильным спросом пользуются покрышки на 14 и 15 дюймов, своего покупателя находят и самые дешевые варианты от производителей второго эшелона. Всегда неплохо продавались R16 и R17, но в этом году я ощутил особенное увеличение спроса на большие размеры - последние закупки уже делал исходя из этого. Однако здесь покупатели чуть более избирательны: ориентируются на премиум-модели, продать "бэушный" Hankook такого размера сложно. 

- А что насчет колесных дисков?

- Первыми как горячие пирожки расходятся железные - люди стали чаще покупать второй комплект для того, чтобы меньше заморачиваться при шиномонтаже. Также в этом году увеличился спрос на литые диски, особенно больших размеров. 

- Какой прогноз дадите на следующий год?

- В следующем году буду следовать намеченному тренду: очевидно, люди стали выделять на автомобили больше денег, не прочь иметь два комплекта и резины, и дисков. В связи с большим притоком машин из РФ всплеска не ожидаю: все-таки россияне охотнее отдают в подарок запасной комплект. Но по-прежнему непонятно с экономической ситуацией в стране. Что будет на самом деле - никто не знает... 

Что имеем в итоге? 2014 год для продавцов шин явно удался: из-за изменений в ПДД, предполагающих обязательное использование зимней резины в соответствующий период, практически все белорусы "переобулись" вовремя, в чем мы убедились в ходе очередной проверки. И хотя покупатели при выборе пока еще ориентируются в основном на цены, отмечается повышение спроса на дорогие качественные покрышки. Еще одна закономерность - смещение спроса в пользу покрышек большего диаметра. 

Однако сказать, что будет в 2015 году, пока сложно. Торговцы шинами, как и вся страна, находятся в полной неопределенности.

Юрий ГЛАДЧУК
ABW.BY