Сразу отметим: дорожает некритично, иначе половина автосервисов уже бы закрылась, а так они продолжают себе работать и даже бесплатные услуги по диагностике сохранили.

Тенденция роста стоимости товаров и услуг сохранилась частично из-за роста курса валют, частично из-за дефицита некоторых запчастей. Изменились каналы поставок автокомпонентов и средств по уходу за автомобилями. Западные ворота поставок фактически закрылись, но восточные, с учетом дефицита, успели затоварить склады параллельным импортом.

«Число клиентов за последние три года не растет, но и меньше их не становится. Освоили в последнее время новое для себя направление в поставках запчастей, которым стала Турция. Что касается критичных моментов, то к ним я бы отнес желание клиентов выиграть на стоимости ремонта за счет бэушных компонентов, – рассказал Дмитрий, владелец СТО и магазина запчастей в небольшом райцентре. – На тех же «разборках» много запчастей с дефектами – сами понимаете, автомобили туда приходят после аварий или с крайней степенью амортизации. Мы предупреждаем клиентов о таких нюансах и не даем гарантии. В целом отмечу, что автовладельцы стали гораздо бережнее относиться к своим машинам – есть стимул».

Владельцы сервисов, с которыми удалось пообщаться, отмечают несколько возникших в ситуации дефицита тенденций. Во-первых, за последние пять лет увеличился средний возраст автомобилей – в среднем с 9 до 12 лет. Во-вторых, пришлось отказаться от различных бесплатных опций в обслуживании. Кроме того, ремонт стал сложнее, что требует высокой квалификации специалистов сервисов, и над этим надо работать, если думать о будущем бизнеса.

Что касается рынка запчастей, то небольшие компании перешли здесь на ручное управление своими базами данных. Сохранились каналы поставок от дилеров не только оригинальных запчастей, но и взаимозаменяемых, но часто приходится искать редкие детали, и здесь уже возникают сложности. Как отмечают владельцы магазинов, логистика совершенствуется теперь, благодаря мощному скачку е-commerce, расширила географию поиска запчастей до небывалых границ.

Как дела у соседей

На российском рынке автоуслуг ситуация практически та же, что и в Беларуси. Здесь ее открыто обсуждают, делают прозрачной для клиентов.

Руководитель сети СТО Fit Service Татьяна Овчинникова рассказала о тенденциях, которые появились в 2023 году и над чем предстоит серьезно поработать. Надо отметить, что Fit Service прирос в 2023 году еще 25 новыми станциями, теперь у них 312 СТО в 155 городах России и Казахстана. Выручка за год по выборке (СТО, которым два года и более) выросла на 17%.

Татьяна отметила в качестве одного из трендов смещение пиковых сезонов с апреля на май, при этом октябрь традиционно показал высокий спрос на услуги сервиса. То есть речь идет об отложенном спросе.

В 2023 году компания дважды повышала стоимость услуг, чтобы увеличить зарплаты сотрудникам. Чуть меньше стало машинозаездов, но время и объем услуг увеличились.

«Мы не пошли в историю демпинга на захват клиентов, мы пошли как раз на индивидуальную работу с клиентами», – рассказала Татьяна, отметив, что общей задачей у СТО и заказчика сегодня остается «сохранить жизнь автомобилю».

Что касается маркетинга, то в компании перешли к пакетной форме предложений, которая помогает удерживать клиентов, упрощает логистику. С этой целью разработали мобильное приложение, которое дополнительно автоматизирует сервис.

Что касается запасных частей, то у крупных российских компаний сегодня в ходу схема подбора. Заказывается большой ассортимент и уже на месте определяется, что подходит. Важность автобренда или бренда запчастей резко упала.

«Бренд сегодня не означает качество, и можно продавать что попало. А бренд вашего сервиса как раз наоборот сейчас очень сильно вырос, и ценность локального бренда в том, что он никуда не уйдет, останется в том же гараже или на той же станции», – отметила Татьяна Овчинникова.

Директор по закупкам Rossko Алексей Скляров к рассказу Татьяны добавил, что сегодня, как в 90-е, очень просто можно нарваться на подделку в поставках запчастей. Причем ситуацию используют мошенники, которые возвращают в магазины вместо оригинальной детали как раз поддельную. По его мнению, в 2024 году увеличится число предложений на рынке запчастей от российских производителей, китайские бренды будут налаживать свой сервис, что поможет бороться с контрафактом.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!