Константин и Олег уже много лет работают с автомобилями из США. Костя занимается техническими вопросами, Олег – электрикой.

«Люди верили в счастье. Счастье не пришло»

– «Утопленников» многие боятся. Но ведь есть люди, которые их покупают, восстанавливают и без проблем ездят, хотя случаются и обратные истории. Не все повреждения от наводнений одинаково серьезны?

– Бывают и разные затопления, и разные подходы к ремонту. Отремонтировать можно почти любого «утопленника», я бы даже сказал любого. Многое зависит и от владельцев: кто-то постоянно ездит с проблемами, а кто-то их единожды качественно устраняет и больше про них не вспоминает.

– С какими проблемами приходится сталкиваться и какие работы выполнять в процессе ремонта?

– Проблемы могут быть и электрическими, и механическими. Если в двигатель попала вода, нужно делать эндоскопию, проверять состояние технических жидкостей – все зависит от того, как тонула машина. Бывает, что вода, например, попадает в интеркулер, но не попадает в цилиндры. Часто машины вообще приезжают с целыми двигателями, хотя в салоне при этом творится ужас и все покрыто плесенью. Бывают обратные сценарии, когда в моторе полно воды, вылез шатун и разбит блок, а с электрикой при этом полный порядок.

Если двигатель поврежден, в основном агитируем за его замену. Ведь происходит разъедание стенок цилиндров, и кто бы что ни говорил про гильзование, мы не сторонники таких методов. Проще и надежнее заменить мотор на контрактный.

Коробки передач выживают через раз. Вариаторы вообще не боятся воды – промыл и дальше эксплуатируй. С традиционными автоматами лотерея: просто постояла вода в поддоне – ничего страшного. Поработал с водой – где-то может подгнить соленоид, где-то – разбухнуть пакет фрикционов… Сценарии повреждений разные и подход к каждой машине тоже разный, – говорит Константин.

– По электрике все также индивидуально, – продолжает Олег. – Где-то можно обойтись заменой пары блоков, где-то приходится приобретать донора и менять все. Нормальные «утопленники» стоят в США существенно дороже «битков». Откровенно дешево там продаются только машины, у которых, условно, бревно в салоне и песок на крыше. Ты смотришь фото и сразу понимаешь, что это откровенный утиль, который покупать не стоит. Хотя в нашей практике было пару таких машин – люди очень верили в счастье. Только счастье не пришло. Стоимость восстановления в подобных случаях перекрывает все возможные выгоды.

Дешевле и легче восстанавливать машины в простых комплектациях. Пару блоков поменял – и порядок. Если же комплектации средние и выше, с кучей наворотов вроде кругового обзора, автопарковки и т.д. – их ремонт стоит космос. Траты в итоге оказываются выше, чем стоимость качественного восстановления аналогичной битой машины.

Недавно был случай, когда цена ремонта перевалила все разумные пределы, тем не менее владелец принял решение проводить необходимые работы.

Нет универсальной формулы подборка «топляков» и невозможно сказать, что эта машина – халява, а восстановление этой будет дорогим. И никогда нельзя предугадать, сколько в итоге придется потратить. Можно уложиться в 200 рублей, а можно не уложиться в 10 000. Разбежки колоссальные. И при этом если стоимость кузовного ремонта реально прикинуть по фотографиям, то затраты на «утопленника» можно только угадывать: смотришь, до какой линии было затопление, и прикидываешь, какие блоки оказались в воде.

«Ну и смысл?»

– Утопленная «электричка» – это больший геморрой, чем утопленная машина с ДВС?

– Утопленную «электричку» я бы вообще не брал, – говорит Олег. – Начнем с того, что батарея негерметична и рассчитана только на кратковременное пребывание в воде. Потом в той же Tesla обязательно будут проблемы с MCU, значит, она не сможет обновляться. Соответственно, машина лишается своих главных фишек в виде управления со смартфона и т.д.

– Я бы поспорил, – вмешивается Константин. – У нас во дворе стоит сделанная Tesla, которая тонула с крышей.

– И что в ней «умерло»?

– Всё, кроме батареи.

– Ну и смысл?

– Мы снова возвращаемся к разговору о качестве восстановления, – продолжает Костя. – Никто не мешает заказать новую MCU, которая не стоит космических денег. Сегодня есть возможность переноса сертификата из утопленной MCU в донорскую.

Правильный подход к восстановлению Tesla, особенно залитой по крышу, на мой взгляд, заключается в покупке битого донора и перекидывании из него абсолютно всего. В результате ты получаешь целый некрашеный кузов и нормально работающую электрику. Но не каждый желает так делать – все хотят сэкономить.

– Можно ли самому выбрать на аукционе «топляка» или лучше прибегнуть к помощи специалиста?

– По-хорошему да, надо просить посмотреть тех, кто разбирается. Но сегодня подобных запросов очень много, а у специалистов такая загрузка, что не всегда есть возможность открыть ссылку и изучить информацию. Ну и об этом уже частично сказали выше – не все можно увидеть и никто вам не даст никакой гарантии. Машина может быть помыта, может быть обманчивая ватерлиния. Ты просто смотришь и не можешь сделать выводов. Порой покупали ужасно выглядящие «топляки» и оказывалось, что бардак в салоне просто из-за того, что хозяин был неряхой, а повреждений минимум. Встречались и противоположные варианты, когда салон как новый, а машина утонула вместе с торпедо, – говорит Константин.

«Экономия на электрике всплывает моментально»

– Ремонт на продажу и ремонт для себя сильно отличаются? Правда ли, что перекупы экономят на всем?

– Перекупы бывают разные. Мы стараемся работать с теми, кто ответственно подходит к ремонту. Для нас это страховка. Что я имею в виду: как правило, если человек делает на продажу, то из вариантов за 100 рублей и за 10, естественно, выберет за 10. Но при этом качества будет требовать такого же, как за сто, что невозможно. А потом он приедет, бросит машину у ворот и скажет: «Надо решить вопрос». Поэтому мы стараемся обрисовать варианты и убедить сразу делать хорошо.

К счастью, людей, которые стараются решить проблемы за копейки, стало мало. Рынок перенасыщен машинами. Одних Equinox в продаже 600 штук. И покупатель не станет брать первый попавшийся. Он будет выбирать, исходя из сочетания цены, качества восстановления, пробега и т.д. Соответственно, чем лучше машина восстановлена, тем больше вероятность ее продать. И даже «утопленника» человек внимательно проверит, уже нет такого, что открыли, посмотрели, завели – ок, купили. Все без вопросов «пробивается», диагностируется на СТО. Подняли ковры, посмотрели. Восстановление нулевого качества сразу видно. Если не заменить сгнивший разъем – он через неделю покроется зеленью. Раз люди не потрудились поменять дешевый разъем, то что говорить о других работах. И поскольку «хапуна» сейчас нет – все стараются делать качественно.

Но раньше да, было, экономили на всем. Заканчивалось это одинаково: через полгода машина снова заезжала в бокс и снова ремонтировалась. А итоговые траты оказывались выше, чем если бы сразу сделали как надо. Экономия на кузовном ремонте может всплыть через несколько лет, экономия на электрике всплывает моментально. Можно разобрать утопленный блок, почистить его зубной щеткой и забрызгать лаком. Дешево, но через неделю он накроется. Что будет дальше? Приобретется на замену новый блок. Но та работа уже сделана и за нее заплачено. А придется еще и за замену платить. Зачем? – задается вопросом Олег и уходит оживлять очередного «утопленника», а мы продолжаем разговор с Константином.

«Если есть возможность пройти мимо «мерседеса» – проходите»

– Много сказано про замену блоков, но ведь наверняка на одни автомобили они есть в наличии и стоят недорого, на другие попробуй найди и ценники – космос. «Топляков» каких марок стоит рассматривать к покупке и что лучше обходить стороной?

– Начнем с марок General Motors. На них все блоки можно достать, стоят они вменяемых денег. Даже новыми их заказать не составляет большого труда. Аналогичная ситуация с Ford. Чуть сложнее обстоят дела с VAG: купить тоже можно все, но стоит оно дороже, чем на GM или Ford. Плюс есть нюансы с привязкой, но они решаются. Кстати, надо отметить, что на машины группы VAG продается много краденых запчастей. Их ни в коем случае нельзя покупать – привязать такие блоки невозможно.

Следующая по стоимости запчастей – BMW. Это дорого. По наличию тоже есть проблемы. Блок управления кузовом стоит в ногах у пассажира. Если он окажется хоть на сантиметр в воде – ему конец. И купить новый не всегда реально, приходится приобретать бэушный и паять.

С Mercedes история такова: найти тоже можно все, стоит очень дорого, привязать невозможно. Если есть возможность пройти мимо «мерседеса» – проходите. Но интересно, что у «мерсов» редко тонут салоны – в основном заливает двигатели. Видимо, хорошие уплотнители в дверных проемах.

– Что лучше: «утопленник» или «биток»?

– Сложно оценить со своей точки зрения. Для себя я беру «утопленников». Людям же все-таки рекомендовал бы «битков». Потому что для неудачного «топляка», как уже говорилось, может потребоваться еще и битый донор. Но есть и ситуации, когда такие пары приобретаются целенаправленно. У нас был кейс: человек заказал утопленный по крышу Mustang с мотором 2.3 и такой же перевернутый, но пятилитровый. На выходе получился кабриолет с целым кузовом, пятилитровым мотором и полностью исправной электрикой. И это со всеми расходами вышло заметно дешевле рынка.

Возвращаясь к вопросу: на мой взгляд, не сильно ударенный «биток» будет надежнее «топляка».

Подчеркиваю: ударенный не сильно. Сильные удары – это нарушение геометрии, перекосы кузова, замена четвертей. В Беларуси, к сожалению, далеко не все умеют делать кузовной ремонт качественно. И в таких случаях уже «топляк» может быть лучше. В общем, однозначного мнения тут нет.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!