Луи Швейцер, Lada и проект X90

Voiture impossible – так во Франции говорили о будущей машине Renault, стартовая цена которой должна была составить всего €5000. Никто попросту не верил, что возможно создать современный и добротный автомобиль за такую цену. И хотя удержать стоимость на этом уровне так и не удалось, со сложной задачей французы, в общем-то, справились!

Работа над проектом с внутризаводским кодом X90 началась в 1998 году. Ранее с двумя ознакомительными поездками в России побывал тогдашний глава Renault Луи Швейцер, который обратил внимание на то, как хорошо на местном рынке продаются хоть и технически устаревшие, но недорогие и разработанные с учетом национальной специфики модели Lada. По возвращении из России у Швейцера возникла идея создания доступного «среднеразмерного седана для семейного пользования». Хотите – верьте, хотите – нет, но так гласит официальная легенда!

Разработкой Logan занимался коллектив технического центра Renault в Гюйанкуре – над бюджетной моделью для развивающихся рынков работали в общей сложности 11 000 инженеров и дизайнеров. Производственным партнером французов стала Dacia – румынскую компанию Renault прибрала к рукам в 1999 году. Ее сотрудники были очень мотивированы новым проектом, к тому же Dacia располагала крупной производственной площадкой в Питешти.

На модернизацию румынского предприятия было потрачено почти полмиллиарда евро. Неоценимую помощь в переоснащении завода оказали специалисты Nissan, партнера Renault по альянсу, – были введены новые стандарты качества, организована эффективная работа логистических цепочек и сервиса.

Каждый евро на счету

Команде, работавшей над проектом X90, предстояло с нуля разработать надежный, но при этом и максимально доступный автомобиль, т.е. необходимо было принять во внимание экономические соображения ради сокращения производственных издержек и снижения себестоимости. На проектные работы было выделено €360 миллионов, и из этого бюджета разработчики только благодаря использованию компьютерного моделирования смогли сэкономить €20 миллионов – без необходимости затрат на постройку множества опытных предсерийных образцов.

Над обликом Logan работала команда дизайнеров под руководством Патрика Ле Кемана (на фото слева) – одного из самых талантливых и влиятельных автомобильных дизайнеров в истории. Для француза это был один из самых сложных проектов. «Сложность задачи заключалась в поиске решений, которые были бы одновременно надежными и экономичными, и это касалось каждого из использованных компонентов, – вспоминал позже шеф-дизайнер Renault. – И тот факт, что мы создавали бюджетный автомобиль, не означал, что мы должны были ограничивать воображение и фантазию».

Внешность седана, впрочем, вышла незатейливой, хотя и вполне себе самобытной. Но и сами создатели не скрывали того, что дизайн для Logan не являлся приоритетом, – главное, чтобы автомобиль был приспособлен к плохим климатическим и дорожным условиям и отличался простотой в обслуживании. Посему в плане техники Logan оказался таким же бесхитростным, как и внешне.

За основу была взята платформа B0, в конструкции которой использовались проверенные временем узлы и агрегаты, то же самое относилось и к двигателям 1.4 и 1.6 серии Renault K7. Упор делался на широкую унификацию с другими моделями Renault (это, например, конструкция подвесок) и использование простых и дешевых в производстве деталей, включая стекла и кузовные панели малой кривизны и цельнолитую переднюю панель в салоне. Ну и, наконец, базовая комплектация Logan – откровенный «барабан».

Logan пошел!

Момент истины наступил 2 июня 2004 года, когда состоялась мировая премьера Logan. Машину показали на специальном мероприятии в техноцентре Renault в Гюйанкуре, где присутствовало все высшее руководство компании, включая Луи Швейцера и Патрика Ле Кемана. А среди более 500 приглашенных журналистов был и корреспондент ABW.BY – он стал первым белорусом, севшим за руль Logan!

Продажи начались осенью того же года. Изначально Logan планировалось продавать в Восточной Европе, но со временем выпуск модели был освоен в разных уголках мира – в том числе Индии, Бразилии, Марокко и ЮАР. Весной 2005 года сборка Logan (под маркой Renault) началась и в России – производство осуществлялось в Москве на специально построенном для выпуска этой модели предприятии «Автофрамос» (том самом, где сейчас прописку получили «Москвичи» после ухода Renault с российского рынка). Тогда же Logan вышел и на белорусский рынок – причем первое время у нас машину продавали под брендом Dacia. Седан в нашей стране неоднократно становился лидером продаж среди легковушек – в 2006, 2007 и 2011 годах (согласно данным Белорусской автомобильной ассоциации).

В 2012 году в Париже было представлено второе поколение Logan – впоследствии его производство освоили в Тольятти на мощностях АВТОВАЗа, где он выпускался до 2022 года. В 2020 году на смену пришла модель третьего поколения, созданная уже на более современной архитектуре CMF, – до нас новый Logan так и не добрался.

По сути, именно благодаря Logan логотип Dacia стал узнаваем и за пределами Румынии. Наряду с Duster и Sandero он стал одним из бестселлеров марки – к 2024 году продано около двух миллионов машин всех трех поколений, и это без учета автомобилей под брендом Renault!

Дело «Логана» живет!

И снова, как говорится, здравствуйте! Еще в 2006 году был представлен универсал Logan MCV, компанию которому позже составил грузовой фургон Logan Van. Перелицованный вариант грузопассажирского Logan – это хорошо знакомая белорусам модель Lada Largus.

Ее производство АВТОВАЗ начал в 2012 году. С тех пор Largus неоднократно модернизировался – сперва россияне отказались от силовых агрегатов Renault в пользу вазовских, а в 2021 году был проведен рестайлинг. Но, по сути, это все тот же старый добрый Logan первого поколения. Напомним, что выпуск Largus был перенесен с головного предприятия в Тольятти на завод «Лада Ижевск» – перезапуск производства состоялся в этом году, а первые универсалы и фургоны ижевской сборки уже прибыли и в Беларусь. И наверняка Largus продержится на конвейере еще не один год, поскольку спрос на него по-прежнему хороший.