"Это не основной вид деятельности"

С Алексеем встречаемся в около 9.30 в районе Тракторного завода. Здесь к 10.00 его ждет человек, который заранее записался на сезонную "переобувку". 

– С утра я успел сделать один заказ – отремонтировал водителю такси пробитое колесо, – рассказывает мастер. – Мой рабочий день часто начинается около 8 утра, когда люди собираются на работу. Человек выходит из дома, видит спущенное колесо и звонит нам.

По словам Алексея, с утра клиенты обычно торопятся, и ему важно быть готовым, чтобы оказаться на месте как можно быстрее. 

– Шиномонтаж у меня около 5 лет, но это не основной вид деятельности, – рассказывает он. – Вообще я занимаюсь грузоперевозками. У меня несколько грузовых автомобилей и микроавтобусов. Их нужно "переобувать", иногда в дороге случаются поломки, проколы колеса. Так появилась мысль сделать для них "техничку", которую в свободное время можно было бы использовать и для работы с заказами. 

Алексей купил шиномонтажное оборудование, пригодное для установки на транспортное средство, а под мастерскую оборудовал один из своих микроавтобусов. 

– Решил, что работать буду сам, людей нанимать не хочу. На личном опыте знаю, что найти сейчас ответственного водителя, который будет хорошо относиться к технике, – большая проблема. Я прошел обучение, получил сертификат, какое-то время тренировался на своих машинах и машинах знакомых, а потом начал брать заказы. 

Работают передвижные шиномонтажи 24 часа в сутки, но ночных заказов у нашего героя немного, в основном обращаются водители такси. 

Если Алексей занят на основной работе и в это время ему звонит заказчик, он может передать заявку знакомому, который тоже владеет передвижным шиномонтажом.  

По словам собеседника, количество клиентов зависит от сезона: весной и осенью идет "переобувка", зимой чаще приходится выезжать на оказание экстренной помощи, а летом заказов мало.

– Осенью телефон буквально разрывается, когда выпадает первый снег. С первыми заморозками вызовов становится больше, потом спрос на услугу чуть спадает. Много работы перед 1 декабря. Потом ажиотажа нет, но работы хватает: дороги скользкие, кто-то наскочил на бордюр, наехал на острый предмет, засыпанный снегом. 

В зависимости от степени повреждений мы можем либо отремонтировать шину, либо поставить "запаску". Кроме того, нас вызывают, чтобы "привязать" датчик давления, помочь открутить "секретку", если хозяин машины потерял ключ.

"Точность балансировки поменяется, только если я начну прыгать в машине"

Приезжаем на место – возле своей Toyota уже стоит хозяин. Осенью в снегопады он машиной не пользовался, в декабре тоже не ездил – так и получилось, что дотянул с "переобувкой" до 3 декабря. Алексей поднимает автомобиль и начинает снимать старые колеса. 

Зимние шины лежат в пакетах в багажнике авто. Спрашиваем у мастера, какие покрышки предпочитают белорусы.

– По моим наблюдениям большинство клиентов предпочитает что-то среднее по цене-качеству, выбор резины зависит от доходов и предпочтений хозяина. Очевидно, что владелец дорогого автомобиля не поставит самые дешевые шины, как и тот, кто ездит на старой недорогой машине, не купит "премиум".

Замена четырех покрышек занимает около получаса, клиент расплачивается и уезжает. Тем временем у Алексея снова звонит телефон – компания, которая занимается доставкой грузов, просит "переобуть" два автомобиля в "зиму". Клиент высылает документы и адрес, и мы отправляемся.     

Стандартный набор оборудования мобильной мастерской – бензогенератор, компрессор, станок для снятия-установки шин и балансировки. Это базовое оснащение, но во время работы могут возникнуть разные ситуации, поэтому, чтобы не оставить клиента без помощи, приходится возить дополнительный инструмент, наборы ключей и др. 

Некоторые автомобилисты считают, что на мобильном шиномонтаже невозможно хорошо отбалансировать колеса, так как станок закреплен не на земле, точности его работы мешают вибрации от оборудования. 

– Мы тоже интересовались этим вопросом. Однажды со знакомыми с СТО делали балансировку у нас и у них – и значительной разницы не заметили. Точность менялась, только если я начинал в машине прыгать. В любом случае все оборудование, которое используют передвижные шиномонтажи, предназначено для установки в машине. В моем микроавтобусе стоят усиленные рессоры, что делает его подвеску достаточно жесткой. 

Расценки на работу у предпринимателя примерно равны ценам в стационарных мастерских, единственное – клиенту нужно заплатить за выезд 20 руб. в дневное время и 25 руб. в ночное. При выезде за город стоимость зависит от километража. 

Насколько популярно у минчан вызвать передвижной шиномонтаж, но не в экстренных случаях, а только чтобы "переобуться"? 

– В основном мне звонят люди, которые ценят свое время и не хотят ковыряться в машине. Часто вызывают нас айтишники, бизнесмены, но есть клиенты разных профессий. Я ведь не спрашиваю у каждого, чем кто занимается. Из-за того что многие ушли работать на "удаленку", у нас заказов прибавилось.  Бывает, приезжаем на вызов, человек выходит и, пока я меняю шины, уходит домой работать дальше.

Организации обращаются часто, потому что им это выгодно: и с физлиц, и с юрлиц, если за раз "переобувать" от трех автомобилей, мы не берем плату за выезд. Некоторые автомобилисты это знают, собираются с соседями, друзьями. В результате получается очень удобно: по стоимости выходит как обычный шиномонтаж, но не нужно никуда ехать, стоять в очередях, класть грязные шины в салон автомобиля, а можно сразу отнести их на место хранения. 

– На шиномонтажах осенью нам жаловались на то, что клиентов стало заметно меньше. Получается, мобильный бизнес забрал у стационарного часть заказов?

– Мы оказываем услугу, а клиент выбирает, что для него удобнее и выгоднее. Это как с доставкой продуктов: сейчас могут привезти даже готовые блюда из ресторана, у людей появился выбор, идти туда самому или заказать еду на дом. Выездных шиномонтажей сейчас в Минске действительно больше, чем 5 или 10 лет назад. Сейчас их около 20-ти, да и многие стационарные СТО закупают оборудование для шиномонтажа. Так что у автомобилистов есть альтернатива, поэтому они будут обращаться туда, где с ними общаются вежливо и делают работу качественно, – считает наш собеседник. 

"Раз приехал, а там парень выпивший"

Приезжаем на стоянку компании, где нас уже ждут Fiat и Citroёn. Последний еще не выполнил ни одного заказа, так как недавно приехал со склада белорусского дилера.

– Приятно работать с новым автомобилем, все чистое. Вообще моими услугами пользуются владельцы разных автомобилей – от тысячи до сотен тысяч долларов. Недавно даже пришлось "переобувать" гужевую повозку, – говорит мастер. 

Что касается клиентов, они тоже абсолютно разные. В отличие от тех же сотрудников эвакуации или вскрытия замков, с криминальными заказами владелец шиномонтажа сталкивается куда реже, на вызовы к подозрительным или выпившим клиентам обычно не выезжает. 

– Раз приехал на место, а там парень выпивший. Собирался ехать домой, но в машине было пробито колесо. Я работу сделал, но с условием, что сам отвезу его домой, чтобы он в таком состоянии за руль не садился.

Иногда клиенты пытаются самостоятельно поменять колеса, поднимают машину на два домкрата, снимают колеса. А после из-за того, что домкраты были установлены неправильно, автомобиль падает. В результате человек вызывает нас, и нам приходится помучиться с тем, чтобы поднять машину и поставить колеса, – вспоминает рабочие моменты Алексей. 

Несмотря на то что мобильный шиномонтаж только дополнение к основному доходу, мастер считает, что он приносит прибыль. В этом году он обновил оборудование мобильной мастерской и планирует работать в этой сфере и дальше. 

– Я не гонюсь за количеством заказов, а стремлюсь выполнять каждый из них качественно. Например, могу протереть диск, а после "переобувки" аккуратно складываю или упаковываю шины клиента. Я считаю, что оставлять после себя порядок – это признак хорошего тона. Поэтому в поисковиках на мой шиномонтаж много хороших отзывов. Кроме того, людям с ограниченными возможностями мы делаем скидку – не берем плату за выезд, только за работу. 

Замена шин на двух автомобилях занимает чуть больше часа. На новый Citroёn нужно было поставить жесткую грузовую резину, поэтому ее замена заняла больше времени. 

Проблемы из-за вентилей и развала-схождения

На сегодня заказов больше нет, мы прощаемся с нашим героем. Напоследок интересуемся, в каких ситуациях автомобилисты могли бы избежать крупных расходов, но попали в неприятность по собственному незнанию. 

– Банальная проблема, которая часто застает автомобилистов врасплох, – колпачок на вентиле окисляется и прикипает к нему. В результате у человека нет возможности просто подкачать колесо, даже специалист не всегда сможет снять его без повреждений. Как результат – приходится разбирать колесо, менять вентиль, то есть человека ждут непредвиденные затраты. Эта проблема актуальна в том числе для владельцев всех этих красивых колпачков из Китая с логотипами и украшениями. 

Поэтому я рекомендую использовать только колпачки из пластика, которые не окисляются и не прилипают. Совсем без защиты я тоже ездить не советую, потому что в вентиле собирается вода и грязь, зимой это все замерзает, то есть могут быть проблемы, если вы захотите подкачать колесо. К тому же грязный ниппель быстро выходит из строя.

Еще одна проблема – человек не сделал развал-схождение, шины постепенно изнашиваются изнутри. Резина относительно новая, колесо спускает, владелец этого не видит и думает, что поймал гвоздь. А когда мы снимаем колесо, выясняется, что шины нужно менять... 

Шиномонтажи в базе Автобизнеса