"Из 15 наших автодомов на отдыхающих рассчитано только 4"

Предложений по аренде дома на колесах в интернете действительно немало. Складывается впечатление, что белорусы очень любят отдых вдали от дома с комфортом. Однако удовольствие это недешевое: сутки аренды обойдутся примерно в 100-130 рублей, а если учесть, что прицеп берется на выходные, на одну или несколько недель, выходит, что только за его аренду человек отдаст немалую сумму. Но если почитать объявления внимательно, выясняется, что большая часть предложений рассчитана совсем не на отдыхающих. Прицепы предлагаются в аренду бригадам рабочих и строителей, и для них длительная аренда стоит от 20 до 50 рублей – значительно дешевле, чем прокат на короткое время для отдыха.

"Изначально я занимался арендой строительной техники: лесов, инструмента, другого оборудования, – рассказывает владелец одной из фирм Владимир. – Несколько раз строители просили меня перегнать своей машиной прицепы с одного места на другое. Так появилась мысль купить такой прицеп и сдавать его строительным бригадам".

Первый дом на колесах появился в фирме 7 лет назад, услуга стала пользоваться спросом, поэтому со временем было приобретено еще несколько. Сегодня для аренды компания Владимира предлагает около 15 прицепов-дач, из которых на отдыха рассчитано всего 3-4.

"Первоначально мы планировали аренду только для строителей, впоследствии было приобретено еще несколько автодомов, которые мы стали сдавать исключительно для отдыха. Но это больше сезонная допуслуга – спросом они пользуются только три месяца в году, к тому же по ценам дом на колесах может позволить себе не каждый, то есть спрос на них в принципе не такой уж и большой. Те же прицепы для рабочих постарше, соответственно состояние похуже, но там требования к комфорту и цены ниже, чем для семейного отдыха. Зато такие прицепы арендуются на более длительные сроки – от нескольких месяцев до нескольких лет".

Фирма покупает автодома с пробегом в Европе. Потом прицеп при необходимости ремонтируют, что-то дорабатывают, а после сдают в аренду.

"Покупать новый прицеп-дачу невыгодно – в Европе он стоит около 50 тысяч долларов, к тому же придется платить растаможку. Очень дорого, он попросту не окупится. Дом с пробегом в хорошем состоянии стоит около 10 тысяч долларов. Большинство прицепов укомплектовано примерно одинаково: газовое оборудование, холодильник, мебель, санузел, вода – обычно в них все это уже есть, дополнительно можно установить бойлер, телевизор, светодиодную подсветку, чтобы сделать его комфортнее и уютнее. Как правило, когда дом новый, мы сдаем его для отдыха. Когда он чуть поизносится и "устанет", переводим в аренду для рабочих. Когда дом совсем в плохом состоянии, мы можем либо сдать его в утиль, либо выставить на продажу – говорят, сейчас много домов из Беларуси уезжает в Россию".

Все прицепы в фирме могут работать как автономно, так и от сети 220 В. 

"В прицепах есть аккумуляторы, поддерживающие светодиодное освещение и подачу воды. Электричества все это потребляет немного, люди могут отдыхать в нем на природе несколько дней без подзарядки. Холодильник, плита, отопление – все это работает на газе, получается, что тоже автономно, надо просто периодически заправлять баллоны. Телевизор, музыкальный центр – вот эти развлечения уже потребуют дополнительных энергозатрат, и тогда надо, чтобы кемпер был подключен к сети”. 

"Каждая вторая аренда заканчивается поломкой"

По словам Владимира, летом, как правило, берут кемпер на выходные, на неделю либо на месяц. Если отдых планируется длительный, значит, дом придется подключать к электричеству и иметь место, где набрать воду. Если говорить о рабочих, которые берут дом на несколько месяцев, у них обычно есть генераторы или подведена электроэнергия.

"Я затрудняюсь сказать, как у нас обстоят дела со стоянками для кемперов, – это лучше спрашивать у тех, кто часто путешествует. Думаю, хуже, чем в Европе. Автодома часто берут в аренду люди, которые строят дом, а сами живут в прицепе-даче рядом. Или едут на дачу большой компанией и используют кемпер как дополнительные спальные места, или выезжают куда-то на природу. На год могут арендовать автодом лесхозы для рабочих, которые валят лес, некоторые организации используют как сторожку. Часто приглашают для съемок кино, рекламы, на фестивали под открытым небом – там автодома используются как гримерные для артистов или для размещения аппаратуры. 

Некоторые фирмы прицепы-дачи покупают, другие считают, что аренда выгоднее. На мой взгляд, арендовать для отдыха лучше, чем покупать, потому что отбить стоимость покупки можно минимум за 5 лет частого использования, в то же время придется проходить техосмотр, думать о месте для хранения и прочем".

По словам владельца фирмы, рассматривать аренду автодомов как самостоятельный бизнес смысла нет – сам по себе он не слишком прибыльный, к тому же ярко выражена сезонность. Зимой строительные работы практически не ведутся, жить в автодомах на природе можно, но это не очень комфортно, поэтому сезон, как правило, начинается с наступлением тепла. 

"Я ориентируюсь больше на работу с юрлицами и вижу, что пандемия практически не повлияла на спрос. Физлица иногда говорят, что хотят взять автодом, так как границы закрыты и куда-то выехать сложно. Но я думаю, что если количество клиентов и увеличилось, то незначительно, так как те, кто хочет отдыхать за границей, все равно летят туда – Турция, Египет, многие другие страны для туристов по-прежнему открыты. Европейцы наши автодома в аренду обычно не брали, а вот россияне, бывало, уезжали в путешествие по Европе на кемперах из Беларуси". 

Что касается конкуренции, сейчас Владимир не видит значительного роста числа предпринимателей, которые хотят сдавать автодома в аренду. Наоборот, один его знакомый закрылся, передав клиентов ему.

"На первый взгляд этот бизнес кажется простым, хотя и затратным на входе. В процессе эксплуатации прицепы не требуют какого-то дорогостоящего обслуживания, но я стараюсь, чтобы все они были комфортными, делаю какие-то улучшения: устанавливаю аккумуляторы, телевизоры, бойлеры, велобагажники, клею светодиодную подсветку. Периодически новые люди в этот бизнес приходят, но не все задерживаются. Основная проблема, особенно при работе с физлицами, заключается в том, что ты постоянно сталкиваешься с порчей имущества. Как правило, клиент не хочет расставаться с деньгами и до последнего будет утверждать, что прицеп был взят в таком виде. Ремонт зачастую недешевый, поиск запчастей занимает время, а попытки доказать вину человека отнимают очень много времени и сил, иногда дело даже доходит до суда".  

По словам предпринимателя, около половины аренд заканчивается какой-либо поломкой, и это действительно является одной из основных причин, почему уходят из этого бизнеса.

"Самая распространенная проблема – забывают закрывать люки на крыше, во время движения их сдувает ветром. Случается, разбивают стекла, некоторые не поднимают вспомогательные колеса, могут поехать, не подняв упоры, из-за чего те ломаются. И самое неприятное, как я уже сказал, что 9 из 10 клиентов пытаются скрыть поломку. Раз люди отдавали прицеп, и мне показалось подозрительным, что они постоянно что-то прикрывают. Выяснилось, что по всему борту огромная царапина. Другой клиент потерял два люка и на повышенных тонах доказывал мне, что их не было изначально. Отдыхал он недалеко, все же поехал искать, один нашел. И так себя ведут далеко не бедные люди, которые ездят на хороших дорогих машинах".

По словам Владимира, он предлагает арендаторам починить все самостоятельно или компенсировать стоимость ремонта. Если человек честно признается в том, что что-то сломал, отношение будет совсем другим: за ремонт возьмут минимальную сумму или не станут брать деньги вообще, исправят все за счет фирмы. С юридическими лицами в этом плане работать гораздо проще – при поломке стоимость ремонта включается в счет, который фирмы обычно оплачивают без проблем. С физлицами приходится быть максимально дотошным: перед тем как отдать человеку прицеп, фотографируется все до мелочей, чтобы после можно было доказать, в каком состоянии прицеп уехал и приехал. К тому же для страховки Владимир всегда берет залог.

"Я слышал, что в Европе русскоязычным туристам не хотят давать в аренду машины и прицепы-дачи как раз по причине, что они могут что-то сломать, но будут отрицать это до последнего. В моей работе были и кражи. Например, раньше я комплектовал автодома посудой, и иногда люди "забывали" ее в багажнике своей машины, наверное, в надежде, что я о ней не вспомню. Аккумуляторы тоже раньше ставил специальные, но понял, что это непрактично. Их высаживают, не заряжают, в результате они выходят из строя так же быстро, как и обычные автомобильные, а стоят в разы дороже".

В конце разговора мы поинтересовались у Владимира, не бывает ли у его клиентов проблем с ГАИ.  

"У нас есть прицепы, для которых не надо получать специальную категорию, но тут надо учитывать и вес самого буксирующего автомобиля, чтобы общая масса машины и прицепа не превысила 3500 килограммов. "Права" я у человека не проверяю, но об этих нюансах всегда предупреждаю. Но люди у нас считают, что знают все, слушают меня вполуха и часто отвечают, что у них все категории. А потом возвращаются со штрафом, потому что под "всеми категориями" имеют в виду "А", "В" и "С", а о том, что для поездок с прицепом нужно открывать "Е", забывают. Поэтому иногда проще заказать услугу доставки прицепа –  и его отвезут в любую точку Беларуси".

Редакция выражает благодарность руководству компании spec-arenda.by за помощь в подготовке материала