У норвежца Пера Коль-Ларсена не такая богатая фактами биография, как у других предпринимателей, чьи имена до сих пор не забыты. Но смеем предположить, что к автомобилям его тянуло достаточно сильно. В середине 1950-х он создал компанию Plastik & Bilindustri и вместе с двумя инженерами принялся работать над созданием собственного автомобиля.

Первый прототип был представлен в 1956 году. Он даже не был полноценным автомобилем, на котором можно было бы передвигаться. Но этого было достаточно, чтобы заинтересовать прессу и подогреть интерес будущих покупателей. Тем более что к проекту многие относились с энтузиазмом. Ему пророчили конкуренцию с Citroёn, Saab и даже Porsche. В дальнейшем прототип был значительно доработан и в конечном итоге получилось то, что можно было бы выпустить на рынок.

Автомобиль назвали Troll, отдав честь знаменитым норвежским троллям. Это было небольшое купе с кузовом из стекловолокна и 700-кубовым двигателем. Выбор стекловолокна был вовсе не случаен: тогда этот материал как раз набирал популярность в США, в то время как в Европе, за редкими исключениями, с ним никто особо не связывался. Материал заметно уменьшал вес автомобиля: по некоторым оценкам в случае с Troll выигрыш составил примерно 130 кг по сравнению с полностью металлическим кузовом. Кроме того, такой кузов был проще и доступнее в производстве.

Основой для новой модели послужил немецкий Gutbrod Superior, о котором тоже мало кто сегодня помнит. Автомобиль производился всего четыре года, его снятие с конвейера вместе с закрытием компании оказалось как раз на руку Troll.

У Superior были позаимствованы шасси и двигатель. Шасси не совсем подходило по размерам к первой версии Troll, но, как мы помним, кузов у норвежского авто был изготовлен из стекловолокна, потому доработать его и нарастить 15 см, которых не хватало, особого труда не составило. Более того, это позволило разместить в авто небольшое заднее сиденье, которое изначально не планировалось.

Правда 700-кубовый двухцилиндровый двигатель от Superior был вариантом скорее временным. В цифрах с поправкой на годы производства всё было более-менее неплохо: 26 лошадиных сил в паре с 3-ступенчатой коробкой передач позволяли развивать максимальную скорость до 130 км/ч и при этом расходовать около 5 литров топлива на 100 км. Но двигатель этот был непростой: он разрабатывался совместно с Bosch и отличался механическим непосредственным впрыском. Для массового автомобиля это было слишком сложно, поэтому в будущем планировался переход на более простой двигатель от Saab. Но пока компании нужно было заработать хоть что-то.

Первый автомобиль был куплен уже в мае 1957 года. Команда Troll в предвкушении потирала руки, ведь всё было готово к массовому производству. И вот здесь случился провал. Нельзя было просто взять и выйти на рынок – требовалось получить разрешение от норвежского правительства. Казалось бы, в чем проблема, ведь при успехе мероприятия государству в дальнейшем будет только лучше.

Но, несмотря на все попытки, компания так и не смогла получить заветное разрешение. В возможном успехе компании чиновники видели потенциальный вред для экспорта страны. В то время Норвегия экспортировала огромные объемы рыбной муки и прочих рыбных продуктов в СССР и Восточную Европу. В обмен на это у Норвегии была договоренность на импорт автомобилей из стран Восточного блока. Продажи Troll могли снизить объем импорта, что повлекло бы за собой и спад экспорта.

Так что компания сумела продать в Норвегии всего лишь 5 автомобилей, что никак не соотносилось с затратами на организацию их производства. Оставался еще один вариант – работать на экспорт. В качестве стран-покупателей Коль-Ларсену виделись Германия, Дания, Финляндия и Бельгия. Сначала планировалось производство до двух тысяч авто в год, после эти ожидания снизились до выпуска одного автомобиль в день, а еще чуть позже обо всех мечтах пришлось забыть – у компании попросту стали заканчиваться деньги. Узнав, что государство и близко не собирается поддерживать отечественного производителя, инвесторы отвернулись от Plastik & Bilindustri, лишив последнего шанса на светлое будущее.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!