И хотя Россия заявляет, что не видит угрозы со стороны нашего авторынка (сколько той Беларуси!), но, проанализировав рвение, с которым белорусы скупали автомобили в Европе перед повышением таможенных пошлин, решила все-таки установить заградительный барьер, задав параметры, по которым авто считается «проходным» на РФ. Дальше был рынок новых автомобилей. И хотя его тоже нельзя сопоставить по масштабам с российским рынком, льгота по НДС, которую имели белорусские дилеры, также вызывала недовольство российской стороны. Именем Таможенного союза ее ликвидировали. Следующая «радость», которую готовит Россия, в том числе и белорусам, - это введение утилизационного сбора. Вместе со стоимостью растаможки он грозит свести на нет целесообразность покупки автомобиля за границей.

Но пока руководство стран ТС определяется, как и чем будет жить авторынок в ближайшее время, те из жителей, которые попроворнее, ищут, на чем заработать здесь и сейчас.

Что в России, что в Беларуси дилеры в один голос заявляют о том, что корпоративная этика не позволяет им лезть на рынки других стран. Однако при этом они оговариваются: отказать в продаже автомобиля гражданину другого государства мы не имеем права. Перед отменой НДС многие белорусские дилеры тщательно скрывали информацию о том, сколько автомобилей было продано россиянам, да и сам факт ажиотажа со стороны соседей предпочитали замалчивать. Оно-то в принципе не зазорно, ведь все мы понимаем, что дилеры живут за счет продаж, но будить лихо, пока все было тихо, никто не хотел. Однако после отмены льготы по НДС ситуация если не изменилась коренным образом, то повернулась в другую сторону. И пока дилеры распродают запасы и договариваются с заводами-изготовителями о более демократичных ценах, в Беларуси появился новый вид услуги – доставка автомобиля из России.

Во время недавней поездки корреспондентов abw.by в самый ближайший от нас российский город Смоленск анализ цен на вполне себе бюджетные топовые новые иномарки показал, что в Минске цены хоть не намного, но пока еще ниже. Но Смоленск – это еще не вся Россия. Особенности ценообразования и конкурентной среды у соседей действительно способствуют тому, что конечные цены могут быть ниже. И причина не только в НДС. Достаточно сравнить масштабы продаж новых автомобилей в России и Беларуси, чтобы понять, кому производитель согласится отпускать автомобили по более низкой заходной цене. Кроме того, свой плюс дает и конкуренция между дилерами, что выливается в распродажи и специальные акции, когда определенные модели автомобилей можно купить по очень выгодной цене. Так что рассказы о более низких ценах на авто в России – очень даже правда. Но искать такие предложения самому, потом ехать куда-то за машиной – это слишком сложно. И конечно же, находятся люди, готовые взять все это на себя.

Бизнес-схема отнюдь не нова. И вполне возможно, что этим делом занялись те, кто раньше зарабатывал доставкой автомобилей из США и Европы, пока это было выгодно.

Как заявляют представители компаний, занимающихся этим бизнесом, разница в стоимости одной и той же машины в РБ и РФ может достигать 15-20% в пользу соседей. На ней одним получается сэкономить, а другим – заработать. Кроме того, не исключено, что какое-то вознаграждение в виде скидки посредник получает еще и от продавца автомобиля, но, как говорится, каждый «крутится» как может.

На этот новый вид бизнеса белорусские дилеры смотрят косо, граждане, которые рассматривают покупку нового автомобиля, – наоборот. Хорошо это или плохо, оценить однозначно невозможно. В любом случае появление в этой бизнес-нише услуг такого формата должно сыграть роль тонизирующего фактора для дилеров.

Но, как бы там ни было, говорить о каком-то ажиотажном спросе со стороны белорусов на новые автомобили из российских салонов мы не спешили бы. Хотя бы потому, что в Беларуси осталось не так много людей, способных купить себе новый автомобиль и не сделавших это до всех передряг, которым подвергся автомобильный рынок в прошлом году.

Елена ШЕМЕТ
Фото Глеба МАЛОФЕЕВА

ABW.BY