Проблема состоит в том, что в морозы на необратимо протекающие внутри аккумулятора процессы старения, ускорить которые, кстати, может еще и халатное отношение владельцев к уходу за источником электричества, накладывается связанное с низкими температурами ухудшение характеристик батареи и увеличение сопротивления холодного электролита. В результате аккумулятор перестает справляться с обязанностями, которые летом выполнялись играючи. Это объясняет, почему на начало зимы приходится всплеск спроса на аккумуляторы.
Чтобы выяснить, на что могут рассчитывать покупатели, которым срочно понадобился "ящик с электричеством", мы побывали на авторынке "Малиновка" и в некоторых других торговых точках Минска.
Сразу скажем: выбор огромен везде, где мы были. Особенно широк он среди аккумуляторов, по основным характеристикам наиболее подходящих для установки на распространенные в Беларуси модели автомобилей.
Из расспросов продавцов выяснилось, что для большинства покупателей главной характеристикой является емкость батареи. Это действительно важный параметр, от которого зависит, сколько можно сделать попыток запустить двигатель, пока аккумулятор не истощится до предела.
На другую значимую характеристику - пусковой ток - покупатели внимание обращают реже. Между тем чем выше пусковой ток, тем с большей силой стартер проворачивает коленчатый вал при запуске, а значит, можно надеяться на более уверенный запуск двигателя. Впрочем, важна величина пускового тока для дизелей. Поэтому пусковым током интересуются в основном владельцы дизельных автомобилей. Хозяев бензиновых машин пусковой ток не сильно волнует, что, по всей видимости, сокращает количество покупателей, которым помимо емкости любопытен и этот параметр.
Однако отдельные покупатели отправляются на авторынок, вовсе не имея представления о емкости и пусковом токе, которым должен располагать искомый ими аккумулятор. Расчет - на продавцов, что они по марке автомобиля, типу и объему двигателя подскажут, какая батарея покупателю требуется.
Но продавцы тоже бывают разные. Даже в торговых точках, специализирующихся на продаже аккумуляторов и имеющих каталоги, где указаны рекомендуемые к конкретным моделям автомобилей характеристики батарей, не обошлось без казусов. В одной из них при таком подборе мне посоветовали купить аккумулятор емкостью не меньше 95 ампер-часов, хотя уже пять лет в машине исправно работает "шестьдесятпятка", да и по размерам рекомендованная продавцом батарея просто не встала бы на предназначенное для нее место.
Но надо отдать продавцу должное. Почесав затылок, он отложил свой каталог в сторону и заявил: нет, что-то здесь не так. После этого, призвав на помощь опыт, посоветовал купить что-нибудь с емкостью порядка 70 ампер-часов и пусковым током в районе 600 ампер, что на самом деле было близко к тому, что требуется. Что в таком случае можно ожидать от продавцов, которые на аккумуляторах не специализируются, а лишь решили к зимнему сезону расширить свой ассортимент и на пике спроса извлечь дополнительную выгоду?
В этой связи мы рекомендовали бы отправляться на авторынок, зная не только необходимую емкость и пусковой ток, справиться о которых можно как в инструкции по эксплуатации, так и просто взглянув, каковы эти параметры у аккумулятора, которому ищется замена, если до кончины он работал без сучка без задоринки. Не помешает также предварительно измерить габаритные размеры старого аккумулятора, а кроме того, запомнить, с какой стороны находятся плюсовая и минусовая клеммы, утоплены они по отношению к крышке или же выступают над ней.
Величина емкости и пускового тока в обязательном порядке указывается на ярлыках, наклеенных на аккумулятор. Зачем нужно знать размеры - понятно.
Что касается расположения клемм, то существуют европейская и азиатская, по терминологии продавцов, полярность. При европейской полярности плюсовая клемма всегда расположена с правой стороны, при азиатской - наоборот. При этом надо учитывать, что лицевая сторона аккумулятора обычно обращена в сторону салона автомобиля, если смотреть на батарею, открыв капот моторного отделения. Ошибка с выбором полярности чревата тем, что плюсовой провод не дотянется до плюсовой клеммы.
Утоплены клеммы по отношению к крышке аккумулятора или выступают над ней, имеет значение, если на креплении провода к клемме предусмотрено какое-то устройство. В этом случае при утопленных клеммах может оказаться, что невозможно подсоединить провод к клемме.
В чем все продавцы похожи, так это в желании продать товар, который стоит дороже. К кому мы ни обращались, самыми первыми предлагались аккумуляторы брендовых марок. Мотивировалось это тем, что такие батареи без проблем служат пять-шесть лет и даже больше, поэтому уплаченные за них деньги будут потрачены не напрасно. Мы возражали, что не собираемся ездить на машине столько, что не имеем желания делать подарок следующему владельцу. Это вызывало у продавцов уныние, но недолгое, потому что в любой специализированной торговой точке всегда найдется товар не только высшей, но и любой другой ценовой категории.
Торговая марка - главное, что переводит аккумулятор в ту или иную ценовую категорию. Существенное влияние на стоимость оказывает величина емкости и пускового тока, а также является рассматриваемая батарея обслуживаемой, малообслуживаемой или необслуживаемой. Какую сумму денег следует прихватить в поход по авторынку, можно узнать из таблицы.
Ориентировочная стоимость некоторых моделей аккумуляторов | |||
Модель | Емкость, Ач | Пусковой ток, А | Цена, у.е. |
Eurostart Extra Power | 55 | 430 | 60-64 |
Zubr Ultra | 55 | 460 | 65-67 |
Hagen Standard | 55 | 460 | 66-68 |
Galaxy Hybrid | 55 | 550 | 72-75 |
ZAP Plus | 55 | 460 | 78-82 |
Topla | 55 | 480 | 88-92 |
Centra Standard | 55 | 460 | 88-92 |
Eurostart Extra Power | 60 | 480 | 67-70 |
Zubr Ultra | 60 | 500 | 68-72 |
Hagen Standard | 60 | 500 | 69-73 |
Galaxy Hybrid | 60 | 570 | 78-82 |
AAA Pronta | 60 | 600 | 90-94 |
Topla | 60 | 600 | 91-95 |
Varta Blue Dynamic | 60 | 540 | 120-125 |
ZAP Silver Premium | 62 | 620 | 94-98 |
Zubr Ultra | 66 | 640 | 84-88 |
Black Storm | 70 | 570 | 84-88 |
AAA Liner | 70 | 540 | 99-103 |
Varta Blue Dynamic | 70 | 630 | 140-145 |
Hagen Standard | 74 | 680 | 88-92 |
Eurostart Extra Power | 75 | 615 | 86-90 |
Volat Ultra | 75 | 780 | 99-103 |
ZAP Plus | 75 | 720 | 107-110 |
Topla | 75 | 750 | 120-125 |
Является ли "Малиновка" последней инстанцией в отношении цен? Вряд ли. В удаленных от этого авторынка торговых точках Минска мы находили аккумуляторы тех же моделей, что предлагались на "Малиновке", по более привлекательной стоимости, хотя надо признать, что разница была невелика.
Комментарий специалиста
Виктор Шумский, компания "Автосеть":
- Любому покупателю наверняка хотелось бы знать, что он покупает. О состоянии аккумулятора можно судить по плотности электролита и показаниям нагрузочной вилки. Никто из продавцов вскрывать батарею для проверки плотности не будет, а в необслуживаемых аккумуляторах это и вовсе не возможно. Но нагрузочная вилка должна быть у любого квалифицированного продавца. При проверке вилкой сначала измеряют напряжение на клеммах без нагрузки. Оно должно быть не ниже 12,5 вольта.
Затем включают нагрузку и в течение определенного времени, примерно соответствующего продолжительности запуска, а как известно, гонять стартер до бесконечности нельзя, потому что он сгорит, смотрят, как падает напряжение. Говоря проще, с помощью нагрузочной вилки имитируется запуск. Нагрузка исполняет роль стартера. Если под нагрузкой напряжение не упадет ниже 11 вольт, это хороший аккумулятор.
Еще есть смысл обратить внимание на дату выпуска. К сожалению, нет единого стандарта, который бы требовал от производителей единообразия в том, как эта дата должна выглядеть. Поэтому, хотя она на аккумуляторе должна присутствовать, ее наносят кто во что горазд. Иногда ее зашифровывают в маркировках так, что обычному потребителю трудно понять, какие несколько цифр среди множества других являются датой выпуска. Иногда это цветовые точки.
Иногда дату указывают на этикетке, но может оказаться, что этикетка есть, а даты на ней нет. И этикетку, если на то пошло, нетрудно переклеить. Иногда возникают недоразумения, потому что бывает, что покупатель находит дату снизу корпуса. Она к аккумулятору вообще не имеет отношения - это дата изготовления корпуса. Корпус может заваляться на складе. А аккумулятор считается выпущенным не тогда, когда был сделан его корпус, а когда в него был залит электролит. Так вот, для себя аккумулятор, простоявший где-нибудь на витрине больше года, я бы поостерегся покупать. Конечно, продавец, понимающий, чем для батареи чреват длительный простой, мог ее в этот период подзаряжать и этим избегать негативных последствий, но никто ведь не знает наверняка, было это или нет.
Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY
Большой выбор новых аккумуляторов для любых автомобилей на сайте BAMPER.BY. Ищи запчасти правильно!
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт