Но надо признать, что чем мороз сильнее, тем хуже едет автомобиль сразу после холодного запуска. Проблему создает застывшая на морозе смазка, так как оптимальную вязкость, например, моторное масло обретает, только когда его температура превысила 80 градусов. До этого холодное масло создает лишнее сопротивление, на преодоление которого затрачивается определенная мощность. В основном отсюда нединамичная езда и закономерное увеличение расхода топлива. 

К тому же, пока масло чересчур вязкое, нарушаются условия смазки. Масло не только хуже поступает к трущимся поверхностям - оно, не нагретое как следует, еще и не очищается от загрязнений. В системе смазки предусмотрен перепускной предохранительный клапан, который, чтобы не допустить масляного голодания, пропускает вязкое масло к трущимся деталям в обход масляного фильтра, в результате чего фильтр, пока масло не нагреется и не станет достаточно жидким, чтобы без затруднений проходить через фильтрующий элемент, фактически не работает. Зафиксированный исследованиями факт - при температуре моторного масла 50 градусов износ увеличивается в 1,6 раза. Неслучайно по влиянию на срок службы силового агрегата холодный запуск и последующий прогрев часто приравнивают к 300-400-километровым пробегам в прогретом состоянии.

Помимо этого, пока двигатель не нагреется, он выбрасывает в атмосферу больше вредных веществ. Это объясняет, почему мотор желательно прогреть быстрее, но у вопроса есть еще одна сторона. Чем дольше двигатель набирает нужную температуру, тем продолжительнее греется салон, ведь эффективность работы его отопителя напрямую зависит от нагрева жидкости, циркулирующей по системе охлаждения двигателя, к которой отопитель подключен отдельным контуром.

У долгого прогрева бывает виновник - неисправный термостат, клапан которого заклинил в открытом положении и не препятствует протоку недостаточно разогретой жидкости в радиатор двигателя, где она охлаждается, когда в этом нет никакой необходимости.

Однако и при исправном термостате можно не дождаться, пока двигатель наберет необходимую температуру, а в салоне перестанет быть зябко. Это хорошо известно водителям, зимой эксплуатирующим автомобили преимущественно в городе. Многие городские поездки быстротечны - куда уж двигателю и тем более салону успеть прогреться! Опять же морозы бывают разные - легкие и ядреные. Чем сильнее мороз, тем дольше прогрев.

В общем, есть в зимней эксплуатации проблема, название которой - температурный дискомфорт как для водителя и пассажиров, сидящих в салоне, так и для силового агрегата. Решить эту проблему были бы не прочь многие автовладельцы. И решают, тем более что особой смекалки для этого от жителей Беларуси и соседних с ней стран, где с приходом зимы обязательно приходится что-нибудь утеплять и утепляться самим, не требуется.

Тривиальный способ утепления - банальная картонка, установленная перед радиатором системы охлаждения. По сути, это аналог жалюзи, которыми оснащались автомобили, выпускавшиеся во времена царя Гороха. С помощью жалюзи шофер, как в те времена обычно называли водителей, перекрывал поступление наружного воздуха в радиатор. При отсутствии жалюзи в современных машинах их функцию возложили на картонки подходящего размера.

Не нравится, как выглядит картонка? Для удовлетворения эстетических потребностей существуют "намордники" фабричного изготовления. При наличии умения и склонности к шитью нечто подобное можно соорудить самостоятельно. Важно предусмотреть в "наморднике" продушины. Для чего? Об этом чуть ниже.

Ни для кого не секрет, что теплообмен происходит не только между окружающим воздухом и радиатором, но и между наружными стенками маслокартера, блока цилиндров, головки блока и ее крышки. С помощью все того же универсального картона двигатель утепляют сверху.

Картон пригодится для утепления и в случаях, когда в автомобиле отсутствует штатная пластиковая защита моторного отделения снизу: поломана о дорожные препятствия, утеряна либо не предусмотрена вовсе.

Некоторые пользователи картоном не ограничиваются. Вместо него в качестве подручных средств нередко используется войлок, поролон, пенопласт, кожзаменитель и современные фольгированные теплоизолирующие материалы.

На наличие потребности в утеплении и одновременное нежелание многих автовладельцев прикладывать к этому делу собственные руки отреагировали предприятия, организовавшие промышленное изготовление товаров соответствующего назначения. 

В ассортименте торговых организаций такие товары фигурируют под обобщенным названием "автоодеяло".

Как не раз уже бывало, вслед за внедрением инновации начинается эксперимент по проверке ее полезности. Особенно усердны в этом самодельщики, ведь всегда хочется убедиться в результатах своего труда, а поскольку многие из любителей самостоятельного усовершенствования автомобилей являются активными участниками интернет-форумов, итоги проверок не только известны, но их можно еще и обобщить. Пользователи отмечают, что помимо сокращения времени на прогрев двигателя и салона, а также уменьшения расхода топлива наблюдается эффект звукоизоляции и увеличение времени, требуемого на остывание силового агрегата до температуры окружающей среды во время стоянки, что впоследствии опять-таки ускоряет прогрев мотора. Это положительные моменты утепления, а есть ли недостатки?

Первая из угроз - опасность возгорания утеплителя. Эта проблема чаще всего становится предметом дебатов. Действительно, выхлопной коллектор при работе раскаляется, что в случае контакта с утеплителем может стать причиной пожара. Это надо учитывать при выборе материала утеплителя. Говоря проще, промасленная телогрейка на эту роль не годится. 

Вторая угроза - в моторном отделении есть не только раскаленные, но и движущиеся детали. Попадание утеплителя под ремни привода навесного оборудования или в вентиляторы радиатора чревато непредсказуемыми последствиями. Это означает, что при укладке утеплителя возможность его затягивания под движущиеся детали, как и возможность контакта с раскаленным выхлопным коллектором, необходимо исключить.

Наконец, нельзя забывать про тот самый перегрев, об опасности которого для силового агрегата известно всем. Именно для того, чтобы не допустить перегрева, в "намордниках" необходимо предусмотреть продушины, которые открываются, если стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости того и гляди зашкалит. После утепления моторного отсека придется чаще посматривать на поведение указателя температуры, ибо известны случаи, когда перегрев вызывала неправильно подобранная по размеру картонка перед радиатором, полностью перекрывавшая проток холодного воздуха через его сердцевину.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора и из открытых источников
ABW.BY