Исходя из статистики Минпромторга за сентябрь–ноябрь 2014 года, непосредственно в утиль (программа предусматривает также обмен машины по системе trade-in) отправилось 70 тыс. автомобилей. Из их числа по состоянию на 9 декабря реально утилизировались лишь 39,5 тыс. автомобилей (56%). Остальные 30 тыс. машин ушли к компаниям, которые не входят ни в одно профессиональное сообщество. В «Руслом.ком» подчеркивают, что только его члены и кандидаты на вступление в ассоциацию обладают 100% шредерных мощностей (13 промышленных шредеров) России. Те, у кого дробилок нет, вынуждены перерабатывать старую технику с помощью пресс-ножниц, резать автогеном либо пускать под пресс, а затем продают лом сталеплавильным комбинатам — это гораздо более трудоемкий процесс и менее выгодный бизнес.

Прямых фактов недобросовестности «черных утилизаторов» нет, но в качестве дополнительного довода в компании утверждают, что в некоторых областях (Кировская область, регионы Южного федерального округа) дилеры накапливали на складах автохлам. По нынешней программе некоторые автомагазины в добровольном порядке взяли на себя обязанность свозить утиль на переработку, машины в ГИБДД для снятия с учета везти не обязательно.

«Черные утилизаторы» соблазняют автомобилистов, пожелавших воспользоваться госскидкой, тем, что, помимо справки (которая предъявляется при покупке нового автомобиля в рамках госпрограммы), они получают за старую машину хоть какие-то деньги. Акт об утилизации не представляет из себя документ строгой отчетности — это своего рода аналог типичного акта сдачи-приемки, которые оформляют юридические лица при передаче какого-либо имущества. Продавцы, в свою очередь, эти документы наряду с копиями договоров купли-продажи отправляют в Минпромторг, который ведет лишь документарный контроль утилизации. В Минпромторге признают наличие проблемы, но не видят в этом большой опасности, считая масштабы злоупотреблений незначительными.

ABW.BY