Отзывную кампанию не стоит путать с гарантией – под отзыв нередко попадают автомобили, которым может быть даже больше пяти лет. Все недочеты производитель устраняет за свой счет. Как правило, отзыв объявляется в случаях, когда выявленный дефект может нанести вред жизни или здоровью человека, а также экологии, как это было, например, с "дизельгейтом" у VW. Как в Беларуси происходит процесс устранения дефектов, попадающих под отзывную кампанию? Этот вопрос мы задали нескольким местным дилерам.

Volvo: по "биткам" из США есть вопрос

Инженер по гарантии "Volvo Car Минск" Сергей Шиваль рассказал Автобизнесу, что белорусский и российский рынки близки, поэтому информацию об отзыве производитель направляет в Москву.

"Когда Volvo объявляет отзывную кампанию, информация расходится по торговым компаниям либо дистрибьюторам. Также производитель выпускает релиз для СМИ. Отзывы по нашему рынку попадают к "Volvo Car Россия", они занимаются информированием клиентов. Импортеры созваниваются и списываются с теми, кто покупал эти автомобили новыми в Беларуси или России. Кроме того, информация про отзыв появляется на сайте Росстандарта. 

У многих дилеров, в том числе и у нас на сайте, есть возможность проверить по VIN, попадает ли ваш автомобиль под отзывную кампанию. Также дилеры самостоятельно занимаются поиском тех владельцев, которые покупали у них автомобиль. Кроме того, если машина просто обслуживается на нашей СТО, то она также попадает в базу, мы будем знать, что этот автомобиль попал под отзывную кампанию. В таких случаях мы также самостоятельно доносим информацию владельцам. При этом неважно, в какой стране автомобиль был приобретен, дефект будет бесплатно устранен.

Однако с некоторыми автомобилями могут возникать нюансы. Например, автомобиль прибыл к нам из США, где уже успел побывать в ДТП. Если машина получила серьезные повреждения, то она попадает под списание. Если такая информация дошла до производителя, мы увидим в нашей базе, что этого автомобиля как бы и не существует. Владелец "списанного" авто не сможет заменить деталь на безвозмездной основе".

Как выяснилось, белорусы достаточно активно пользуются возможностью исправить дефект за счет производителя. Например, прошлым летом компания Volvo объявила о глобальном отзыве около 2,2 миллиона автомобилей, выпущенных в 2006-2019 годах. Выяснилось, что около полутора тысяч таких авто ездят по Беларуси, уже около 400 владельцев бесплатно заменили стальной трос крепления ремней безопасности передних сидений в своих машинах. 

VW: "Привязываем" зарубежные машины к нашей базе"

Мы поинтересовались, как обстоят дела с отзывными кампаниями и у Volkswagen в Беларуси:

"Производитель проводит отзывную кампанию и информирует об этом дилеров по всей сети на определенной территории, – рассказал специалист по ППО Евгений Послед. – Владельцев автомобилей VW, которые приобретались в Беларуси, о наличии акции информируют сами продавцы и приглашают посетить сервис. Под сервисную или отзывную кампанию попадают автомобили независимо от того, истек гарантийный срок или нет. Все работы проводятся бесплатно. 

Если автомобиль приобретался за пределами Беларуси, то мы как импортеры не знаем, что он теперь находится не в Германии, а у нас. Соответственно нет информации, что в стране есть транспортное средство, которое попало под отзывную кампанию. Но как только клиент обращается к одному из дилеров с автомобилем, зарегистрированным в РБ, мы "привязываем" автомобиль к рынку РБ, его номер кузова попадает в нашу базу. Владельцы автомобилей, которые уже занесены в базу как "белорусские", также получат приглашение в случае попадания их транспорта в отзывные списки.

Кроме того, любой владелец автомобиля марки VW может сам зайти на сайт, ввести номер кузова, оставить свои данные и получить ответ. Если владелец узнал про отзывную кампанию из СМИ, то он может просто позвонить дилеру и уточнить, попадает ли его авто под акцию. 

Аварийному или списанному автомобилю, что особенно актуально для машин, прибывших из США, в проведении ремонта по отзывной кампании может быть отказано. Хотя бывало, что ремонт все же производился. В таких случаях все очень индивидуально, решение будет зависеть как от самой акции, так и от того, в каком состоянии был автомобиль до ремонта. Если надо, дилер связывается с импортером. Если же не получается принять решение, то приходится связываться с заводом. Окончательное решение уже принимает сам изготовитель: что он решит, так мы и будем делать. Но это единичные случаи, когда решение принимает сам завод. 

Некоторые отзывные кампании действуют только в определенном регионе со специфическими условиями. Например, порядка 90 процентов отзывных кампаний для США не распространяются на наш рынок, акции просто перестают отображаться в системе, когда автомобиль меняет "прописку". Такие ситуации могут происходить, например, по причине различия в требованиях законодательства, изменения условий эксплуатации автомобиля, требований к топливу и т.д.

Клиент может отказаться от проведения отзывной кампании на его автомобиле – в этом случае все последствия отказа становятся его ответственностью. Яркий пример – отзыв по перепрограммированию блока управления ДВС для уменьшения количества вредных выбросов (последствие "дизельгейта"). В Таможенном союзе действуют более низкие требования к чистоте выхлопа авто, количество загрязняющих веществ в отработавших газах остается в рамках допуска и до проведения акции. 

Мы информировали и информируем владельцев о проходящей акции, но зачастую клиенты отказываются менять прошивку блока управления двигателя, ссылаясь на то, что двигатель автомобиля работает отлично, клиента ничто не беспокоит".

Renault: без "американских" нюансов

Представитель технического департамента Renault Павел Жданович пояснил, что владельцев машин, купленных в Беларуси, оповещают об отзывной кампании "по любому из доступных каналов связи".

"После этого для проведения необходимых работ владелец записывается на сервис в любое удобное для него время. Дилерская сеть Renault в Беларуси уже давно начала выполнять особые технические операции завода на автомобилях, пригнанных и из других стран. Автомобили, которые заезжают на дилерский сервис, проверяются в обязательном порядке.

По возрасту автомобиля ограничений нет. Однако следует отметить, что существуют разные типы особых технических операций (ОТО). Большинство из них не требует оперативного вмешательства. Это меры, которые улучшают эксплуатационные и технические характеристики автомобиля. Операции, предусмотренные конкретной отзывной кампанией, проводятся на безвозмездной основе.

Один из подобных примеров – улучшение охлаждения двигателя автомобилей Renault Espace 2016 года выпуска. Новый владелец заехал в дилерский сервис Renault на Каменногорской, чтобы произвести замену моторного масла и фильтров в автомобиле после покупки. Технические специалисты после дополнительной проверки обнаружили, что данный автомобиль упомянут в отзывной кампании. В итоге после визита на фирменный сервис у Renault Espace иной диффузор на радиаторе охлаждения двигателя, что существенно улучшило эффективность работы двигателя".

Наш вердикт

Автопарк белорусов по своему составу уникален. На наших дорогах представлены автомобили, рассчитанные на продажи на территории Таможенного союза, Европы и США, – трех разных регионов. Тем не менее, если речь идет об отзывной кампании, страна происхождения значения не имеет. Главное, чтобы данная марка была официально представлена на территории Беларуси, иначе для устранения неполадок придется ехать в одну из соседних стран. Однако если ваш автомобиль уже попал под списание в предыдущей стране регистрации, то действие отзывной кампании его касаться не будет. 

Новые и подержанные машины в базе объявлений Автобизнеса