Немного истории

Минивэны в привычном для нас виде появились еще в 1984 году. Первенство в этом сегменте принадлежит американскому Dodge Caravan и его "брату-близнецу" Plymouth Voyager, а также европейскому Renault Espace, вышедшему в свет на пару месяцев позже. 

По понятным причинам на территории Беларуси однообъемники появились с опозданием, но это не помешало им в итоге занять довольно значимую часть рынка. Большие просторные автомобили с более высоким клиренсом, чем у большинства легковушек, быстро полюбились практичным белорусам. Минивэны пришлись по душе семьям с детьми, рыбакам, дачникам, любителям путешествий и т.д. Даже мелкие предприниматели иногда вместо микроавтобусов выбирали полноразмерный MPV. 

Наиболее массово их пригоняли в 2000-х и начале 2010-х годов нынешнего столетия. В этот период количество минивэнов в нашей стране постоянно росло. Их массово привозили из Европы и Северной Америки. Из Канады и США к нам чаще всего приходили Chrysler Voyager / Dodge Caravan, в меньшем количестве – Ford, Pontiac, Toyota, Nissan и другие. Все эти машины, как правило, объединяло одно – большой объем двигателя и расход топлива.

Европейские минивэны были куда более экономичными, но выбор поначалу был небольшим. По сути, до середины 1990-х единственным представителем полноразмерного MPV европейского производства оставался Renault Espace.

Но уже к середине десятилетия все сильно изменилось. В 1994 году свет увидела франко-итальянская "четверка" Peugeot 806 / Citroёn Evasion / Fiat Ulysse / Lancia Z. Автомобили выпускались в 5-8-местном исполнении. Годом позже появились VW Sharan / Ford Galaxy / Seat Alhambra, предлагавшиеся в 5-7-местных вариантах.

И те и другие "европейцы" имели просторный салон, легко снимаемые сиденья и ровный пол. Машины старели, дешевели и уже в начале 2000-х начали потихоньку просачиваться на наш рынок. 

Интерес потух

Однако, несмотря на рост интереса к полноразмерным минивэнам со стороны белорусов, спрос на автомобили подобного класса в США стал постепенно угасать. Согласно статистике продаж пик популярности MPV пришелся на 2000 год, когда в США было продано около 1,4 миллиона автомобилей данного класса, но уже к 2013-му число продаж сократилось почти на треть от пикового показателя и составило всего около 500.000 единиц.

Со временем это привело к тому, что на рынке постепенно стали пропадать популярные ранее модели, такие как Nissan Quest, Mazda MPV и Dodge Caravan. Вместо минивэнов американские покупатели стали чаще покупать кроссоверы, многие из которых, как и минивэны, имеют по три ряда сидений.

Примерно то же самое происходило и в Европе. Например, полноразмерные Fiat Ulysse и Lancia Phedra прекратили выпускать еще в 2010 году, Peugeot 807 / Citroёn C8 – в 2014-м. Что-то похожее было и с Opel Sintra, который производился с 1996-го по 1999 год, но так и не получил наследника в линейке Opel. 

Правда, в отличие от североамериканского рынка в Европе параллельно с падением спроса на полноразмерные минивэны и ростом интереса к кроссоверам активно развивается такой класс, как компактвэны. 

Есть один момент

Однако падение спроса на большие минивэны со стороны белорусов в том числе связано с еще одним значимым фактором: в 2011 году пошлины на ввоз автомобилей значительно выросли, а возраст автомобиля, который можно привезти из третьих стран, сократился до 5 лет. "Благодаря" новым тарифам пригон минивэна стал очень дорогим удовольствием.  

С 2011-го за растаможку авто с 2-литровым мотором под капотом приходилось платить 5400 евро вместо прежних 800 евро. Кроме того, сам автомобиль должен был быть не старше пяти лет, что само по себе означало более высокую цену "там".

"Изначально дорогой автомобиль даже для развитых стран"

О том, как обстоят дела с продажей новых минивэнов в Беларуси, мы поинтересовались у председателя Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергея Михневича:

"Новые MPV в Беларуси, если и покупают, то, как правило, юридические лица. Но это все равно единичные случаи. Например, за весь прошлый год и 5 месяцев этого дилеры не продали ни одной машины такого класса. Это можно объяснить сразу несколькими факторами: во-первых, минивэны – это изначально дорогие автомобили, во-вторых, на территории стран ТС машины такого класса и вовсе не производят, поэтому речь может идти только об автомобилях, произведенных в третьих странах.

MPV в Беларуси довольно неплохо продавались где-то до 2008 года, в основном это были VW Touran и Sharan. В лучшие годы продавались сотни таких машин в течение года.

Потом прошел ряд кризисов, рынок сильно изменился. После вступления в ТС наш белорусский рынок стал единым с российским, где минивэны и раньше не пользовались большим спросом в отличие от нашей страны. Однако для производителей наш рынок все равно считается очень маленьким, поэтому, когда идет речь о продажах той или иной модели, они в первую очередь ориентируются на спрос в РФ.

Кроме того, можно отметить и такой факт, что за последние годы модельный ряд производимых MPV заметно сократился и в той же Европе. Думаю, причина все та же: минивэн – это изначально достаточно дорогой автомобиль даже для развитых стран. Если посмотреть на статистику продаж машин в Европе, то увидим, что лидирующие позиции занимают авто гольф-класса.

В сложившейся ситуации желающим купить новый минивэн в Беларуси приходится отдавать выбор в пользу 7-местных кроссоверов. Яркий пример такого авто – Skoda Kodiaq, чьи продажи пока под запретом.

Сейчас мы можем наблюдать, что в нашу страну попадают лишь подержанные минивэны. Такие машины пользуются спросом у многодетных семей, которые могут пригнать их из-за границы с использованием таможенных льгот".

Наш вердикт

“Золотые годы” полноразмерных минивэнов давно прошли. Все чаще их место занимают кроссоверы или компактвэны – таковы реальности современного автомобильного рынка. Однако если говорить конкретно про Беларусь, то снижение интереса к таким машинам обусловлено в том числе высокими заградительными пошлинами. 

Даже наличие "льготной" растаможки во многих случаях делает пригон такого авто недоступным для большинства автомобилистов. Особенно если речь идет о минивэне из США, где, например, самый продаваемый MPV, по данным за прошлый год, Chrysler Pacifica имеет единственный доступный мотор объемом 3,6 литра.

Минивэны и микроавтобусы в базе объявлений Автобизнеса