Мы изучили структуру предложения на всех ведущих ресурсах по продаже автомобилей в Беларуси – это Автобизнес, Onliner, AV и Kufar, где в совокупности размещено около 85 тысяч объявлений – и уяснили для себя следующее: несмотря на разницу в абсолютных цифрах, в процентном соотношении интересующие нас данные похожи.

Естественно, есть некоторые разбежки между показателями, но общая картина близка. К примеру, условно выпущенные в 1997-2001 годах автомобили на одном портале составляют 23% от общей массы предложения, на другом 28 процентов, а на третьем 25%, но их все равно в продаже больше всего. Или доля "пятилеток" с АКПП на одном ресурсе 65%, на втором 60, на третьем 58%, при этом мы видим, что доля авто с "автоматом" растет везде по мере того, как снижается возраст машин. Поэтому за основу берем данные из базы Автобизнеса.

Самая популярная марка – Volkswagen

Начнем с распределения предложений по маркам. Наибольшая доля у Volkswagen – 11,5%. По 7% имеют Renault и Opel. Замыкают пятерку лидеров Ford и Audi, доля которых находится в районе 6%.

Но это касается предложений всех лет. Если взять свежие "проходные" автомобили, то по количеству продаваемых экземпляров в нашей базе Renault опережает VW. Естественно, ни о каком Opel в лидерах последних пяти лет речи нет, зато в топ-5 уверенно закрепилась LADA.

Самый ходовой возраст – 20-25 лет

Большинство представленных в продаже авто выпущено в 1997-2001 годах – их 26,5% в общей массе продаваемых машин. 18% приходится на автомобили младше на 10 лет. Доля машин 2002-2006 годов составляет 16%.

Почти равное соотношение у автомобилей 1992-1996 и 2012-2016 годов. Чуть меньше – 10% – приходится на машины 2017 г.в. и моложе. Наконец, 6% продаваемых легковых авто – 1991 года и старше.

Таким образом, 60% в продаже составляют машины 2006 г.в. и старше.

Больше 50% продаваемых авто стоят до 5000 долларов

Не пытайтесь складывать числа на следующей диаграмме – их сумма будет больше 100%. Так получается, потому что ценовые интервалы мы брали от и до круглых значений, поэтому цена 5000$ попадает и в диапазон 3000-5000$, и в 5000-10.000.

Более четверти представленных в продаже автомобилей стоят от 1000$ до 3000$. Почти 23% приходится на долю машин, продающихся за 5000-10.000. Затем с показателем 18% следуют авто, за которые продавцы хотят получить от 3000$ до 5000$. 

Таким образом, около 43% всех предложений – это автомобили стоимостью 1000-5000$. А если прибавить сюда машины, которые стоят меньше 1000$ (на них приходится 13% всех предложений), то их общее количество достигнет почти 55% общего количества авто в продаже.

Доля автомобилей, за которые просят 10.000-15.000$, – 11%, чуть больше 6% приходится на авто за 15.000-20.000. 

Дизельных авто – 30%

В структуре предложения доминируют автомобили с бензиновыми двигателями – их 68,5%. 30% приходится на дизели, а оставшиеся полтора процента почти поровну делят между собой гибриды и "электрички".

Интересно, что если посмотреть на разбивку по годам выпуска, то дизельные машины распределены неравномерно. Наибольшая их доля – 43% – среди авто 2002-2006 годов. К этому периоду количество дизелей плавно росло, затем начало снижаться, но несколько выросло среди свежих машин. 

Ровно четверть продаваемых автомобилей, выпущенных в 2017-2021 гг. и размещенных на нашем портале, оснащено дизельными двигателями. 

Количество машин с "автоматом" неуклонно растет

Среди всей массы выставленных на продажу авто на варианты с автоматическими коробками приходится 33%. Под автоматической мы в данном случае понимаем любую трансмиссию, не требующую участия водителя в переключении передач, будь то классический "автомат", вариатор или роботизированная КПП.

Чем моложе продаваемые машины, тем больше среди них версий с АКПП. 15% – такова доля "автоматов" в экземплярах 1997-2001 г.в., а в 2017-2021 годах на них приходится уже более 60%.

Кроссоверы наступают

32% – с таким результатом лидируют седаны в общей массе предложений. На втором месте с 22% хэтчбеки. Третье место за внедорожниками – 15,5%, далее в почти равном количестве следуют универсалы и минивэны.

Но если посмотреть на 2002-2006 годы, то там картина иная. Лидерство также за седанами, но их число снижается до 27%, а на второе место выходят минивэны – их доля в эти годы составляет 21%. Затем по убыванию доли следуют хэтчбеки, внедорожники и универсалы.

А вот среди свежих авто 2017-2021 годов расстановка сил меняется радикально. Лидерство уверенно захватывают внедорожники – 37% – это время кроссоверов. 25,5% у седанов. Третья строчка достается "хэтчам" – 15%. 10% у универсалов и лишь 8,5% приходится на минивэны. 

Более половины всех машин продается в Минске

52,5% размещенных в объявлениях машин находятся в Минске. Среди областей по количеству предложений лидирует Минская, на долю которой приходится более 10%. 6,6% автомобилей продается в Гродненской области – это минимальный процент. 

А вот разбежка по количеству продаваемых авто между Брестской, Витебской, Гомельской и Могилевской областями невелика. В них находится от 7,4 до 7,8% всех машин, объявления о продаже которых размещены на Автобизнесе. 

Еще больше доля столичных предложений в массе авто, выпущенных в 2017-2021 и 2012-2016 годах, – 78% и 71% соответственно. Меньше всего объявлений о продаже самых молодых машин приходится на Витебскую и Гродненскую области – 2,8 и 2,3% соответственно. Минимальное количество авто 2012-2016 годов в Минской области – 4%.

Зато среди автомобилей 2001 года и старше всего 38% продается в Минске. Почти 15% таких машин находится в Минской области, еще 10% – в Брестской. Ну а минимальное количество "старичков" приходится на Гродненскую и Могилевскую области – около 8,5%. 

Машины с пробегом в базе объявлений Автобизнеса