Так, экспедиция за новой машиной из брата, свата и знакомого ремонтника постепенно трансформировалась в автоподбор – оплачиваемую услугу, когда нанимается специально обученный человек и ищет годный автомобиль, попутно сбивая цену. Это удобно, экономит время и сберегает средства на последующие затраты. В теории. На практике же так получается не всегда.

Втюхивать хлам становится все сложнее

В целом идея автоподбора классная – она делает рынок более цивилизованным. При таком подходе возможностей втюхать откровенный хлам мало понимающим в автомобилях людям становится все сложнее. Грамотный автоподборщик не только оценивает состояние кузова, он знает, куда заглянуть в поиске скрытых дефектов, как узнать, смотан ли пробег и что скрывается под обшивкой. Неудивительно, что некоторые продавцы прямо и откровенно говорят: «Автоподборщикам машину не показываю!»

Но есть у этой медали и обратная сторона: сейчас назвать себя автоподборщиком может любой. Эта услуга не предполагает специального образования, дипломов по данной специализации никто не выдает, практически все ее представители самоучки. В лучшем случае такие люди приходят в автоподбор из смежных профессий и за плечами у них есть техническое образование и опыт в починке автомобилей, в худшем – вообще ничего. Но при желании всему можно научиться.

Но, как вы понимаете, этой статьи бы не было, если бы все автоподборщики честно отрабатывали свои деньги. Как отличить профессионала от самозванца, сколько стоит услуга, несет ли подборщик ответственность за свои рекомендации и возможен ли сговор между им продавцом – об этом и поговорим.

Узкий специалист широкого профиля

Научиться смотреть зазоры между кузовными элементами – дело не сложное. В деле автоподбора гораздо важнее различать критичные и некритичные дефекты, а также понимать, что и как ремонтируется и за какие деньги. Именно по этой причине диагностика присмотренного автомобиля на СТО – такое себе занятие. Как правило, у слесарей нет познаний в кузовном ремонте, и они чисто по привычке смотрят то, что умеют, а именно – подвеску. Да, на подъемнике можно еще увидеть течи технических жидкостей и оценить масштаб коррозии, но это не гарантирует успех предприятия в целом. Историй о том, как человек «возил машину на три СТО» и все равно купил хлам – тысячи. Именно поэтому важно, чтобы автоподборщик имел представление об особенностях конструкции автомобиля, ключевых узлах и агрегатах, а не просто с толщиномером и умным видом умел ходить вокруг машины.

Условно процедуру подбора можно разделить на несколько этапов.

Этап первый. Критерии выбора

Без ТЗ результат – сами знаете какой. Поэтому заказчик для начала должен определиться с критериями поиска: какой бюджет покупки, тип кузова автомобиля, год выпуска, автомат/«механика» и т.д. Требования могут быть плавающими – тогда диапазон поисков расширяется.

Далее определяется тип сотрудничества. Это может быть подбор под ключ или разовый осмотр конкретного автомобиля. В первом случае подборщик ищет автомобили по заданным параметрам (но может оговариваться определенное количество авто), всячески сопровождает сделку и даже помогает поставить покупку на учет в ГАИ. Второй вариант удобен для иногородних жителей, когда выезд на осмотр в другой город сопряжен со сложностями. Кстати, разовые услуги в последнее время пользуются спросом у покупателей из России. По персональным договоренностям подборщик может искать авто как в пределах одного города, так и по всей стране.

Еще одна возможная форма взаимодействия – это услуга «один день с автоподборщиком» – это когда специалист «арендуется» на целый день для просмотра максимального количества автомобилей. К ценам мы вернемся позже.

Этап второй. Работа с объявлениями

Есть еще и третий вариант сотрудничества – когда автоподборщик смотрит выбранные заказчиком объявления и отсеивает откровенно плохие варианты. Да, у специалистов этого профиля нет специализированных карт таро, но каждый толковый автоподборщик вам скажет, что уже по фото машины в объявлении можно увидеть многое. А если еще и «пробить» VIN-номер, то тем более.

Этап третий. Осмотр вживую

А вот здесь начинается самое интересное: если автоподборщик сразу же достал толщиномер – это повод засомневаться в нем. Хотя ситуации бывают разные – в зависимости от поставленных задач.

Кузов – это основная часть автомобиля, и если «его нет», то часто просто нет смысла смотреть дальше. Навесные элементы (двери, капот, крышка багажника) меняются, вопрос только – за какие деньги. Но если нарушена геометрия кузова, то это повод задуматься. Так, например, ни для кого не секрет, что автомобили из Америки приходят к нам исключительно битыми, и важно понять, насколько критичным был удар.

Итак, на что именно смотрит подборщик?

Об аварийном прошлом автомобиля красноречиво говорят зазоры между кузовными элементами. И если по ширине их можно выровнять, то восстановить по плоскости до заводского состояния, если автомобиль битый, – задача не по силам даже опытным кузовным мастерам.

Многое могут поведать маркировки стекол и фар. Не всегда замена лобового или бокового стекла свидетельствует об аварийном прошлом, иногда в них просто может попасть камень.

Оценивается и состояние ЛКП, и если автоподборщик никогда не работал с этим, он просто не будет знать, как выглядит заводской стандарт. Под капот заглядывают не только для того, чтобы осмотреть мотор, но и для осмотра креплений, болтов, точек сварки. Не лишним будет заглянуть под уплотнители. Далее – осмотр снизу, насколько это возможно, и проверка толщиномером, если остались вопросы по кузову.

Этап четвертый. Оценка технического состояния

После кузова важные узлы – это мотор и коробка передач. Важные – потому что их ремонт или замена стоят дорого. Насторожить должна чисто вымытая подкапотка – часто это делают при подготовке к продаже, чтобы что-то скрыть. Разные двигатели имеют свою специфику – уже хотя бы поэтому автоподборщик должен разбираться в автомобилях и знать, что проверять. Хорошие специалисты по этой причине возят с собой эндоскоп и даже могут замерять на месте компрессию – один из показателей здоровья двигателя.

Этап пятый. Компьютерная диагностика и проверка электрической части

Диагностическое оборудование может быть как дополнительным «орудием» в руках автоподборщика, так и основным. Сканер позволяет узнать реальный пробег, посмотреть ошибки. Но есть люди, которые обходятся и без сканеров: тот же пробег можно определить и по косвенным признакам.

Этап шестой. Оценка состояния салона

В большинстве случаев опытному автоподборщику не составит труда определить, смотан ли пробег автомобиля. Основным показателем этого является состояние салона. Этот этап оценки может дать очень многое. Например, можно узнать, стреляли ли подушки безопасности и было ли это вызвано критическим ударом. История знает случаи, когда идеальные с виду автомобили разоблачались именно благодаря наблюдательности автоподборщиков. Так, по специфическим отложениям в труднодоступных местах, куда обычный человек вряд ли заглянет, вскрывалось то, что автомобиль «плавал». Такие истории характерны не только для авто, пригнанных из-за границы. Регулярные ливни в Беларуси периодически затапливают отдельные улицы и низины в городах – и этого достаточно, чтобы неплохой автомобиль стал «утопленником».

Этап седьмой. Проверка в движении

Тест-драйв автомобиля также много может рассказать знающему человеку. И дело здесь не только в работе подвески и посторонних звуках, но и в работе коробки передач и двигателя.

Этап восьмой. Подъемник

Это финальная стадия осмотра, которая имеет смысл, если автомобиль прошел предыдущие этапы проверки. На подъемнике оценивается степень коррозии, имеющиеся повреждения, состояние подвески, проверяется износ тормозных дисков и колодок. По большому счету, если автоподбор осуществлялся по всем канонам, подъемник – это возможность еще немного сбить цену.

Обязан ли автоподборщик торговаться с продавцом?

Многие уверены, что да, но здесь все зависит от мотивации специалиста и договоренностей «на берегу». Если налицо завышение цены по рынку, то тут хотелось бы понимать, за что переплачиваешь. Что касается аргументированного торга, то процесс идет бодрее, когда автоподборщик знает, что может получить за это свой условный процент сверх оплаченной услуги.

Сколько стоит автоподбор?

Как ни странно, но в этой сфере услуг есть некий средний ценник, которого стараются придерживаться все «операторы». Так, например, подбор под ключ стоит в районе 1000–1300 рублей в зависимости от бюджета покупки, количества просмотренных авто, места их нахождения и прочих факторов. Стоимость разового осмотра может начинаться от 100 рублей за авто и доходить до 120. Эксперт на день обойдется примерно в 500 рублей. Таковы актуальные цены на день выхода материала.

Как насчет гарантии?

Автоподбор может минимизировать риски при покупке авто, но очевидно же, что свести их к нулю не в его власти. Поэтому гарантий нет. Задача специалиста – произвести осмотр автомобиля и дать объективную оценку. Право покупателя – прислушаться или нет, а также застраховать себя от непрофессионалов, которых на рынке услуг хватает.

Может ли продавец вступить в сговор с автоподборщиком?

Такие ситуации не исключены, и многое здесь зависит от моральных качеств подборщика. Происходит это обычно так: продавец предлагает гонорар за рекомендацию заказчику именно его автомобиля или просит «закрыть глаза» на определенные дефекты, скрытые от посторонних глаз. Вопрос в том, дорожит ли человек своей репутацией. Сложно сказать, насколько такие схемы распространены в нашей стране, но нечистых на руку людей в автомобильной сфере хватает.

Излишество или необходимость?

Прибегать ли к услугам автоподборщика при поиске автомобиля с пробегом, каждый решает сам. Услуга эта не дешевая, но при нормальном бюджете толковая экспертиза позволит сэкономить при покупке авто существенно больше. Но в любом случае вряд ли кто-то будет спорить с тем, что перед покупкой автомобиль нужно проверять, потому что даже по дороге на рынок может произойти всякое, и наличие на руках полной истории авто ничего не гарантирует. Даже если автомобиль был битый, решающее значение играет то, как он был восстановлен. Оценить это без специальных знаний не всегда представляется возможным.

Услуга по подбору – это неплохой вариант для тех, кто не разбирается и не хочет разбираться в автомобилях, но нужно понимать, кому доверяется этот важный выбор. Просто увидев, как работают профи, повторить те же действия – мало. Все-таки автоподборщик – это эксперт, который продает свои знания и умения за деньги. И раз уж это стоит не три копейки, то есть смысл требовать качества. Надеемся, что наша небольшая инструкция позволит вам лучше понять, как работают специалисты этой сферы.