Бдительность не помешает

При выборе подержанной машины обычно всё сводится к изучению состояния кузова, проверке технической части и компьютерной диагностике. Но с учетом последних событий – довольно масштабного потопа в Минске – стоит иметь в виду, что продаваемый автомобиль мог оказаться в воде. Да и в принципе не лишним будет провести минимальную проверку на затопление, даже если в недавнем прошлом никаких наводнений не наблюдалось – машина могла утонуть и год назад. Конечно, в массе выставленных на продажу авто доля «утопленников» крайне мала, но бдительность никогда не помешает.

Машина, подвергшаяся воздействию воды, может доставить разные проблемы: от неприятного запаха в салоне до сбоев в электрике и технических поломок. В плохо просушенном салоне не исключено появление плесени с соответствующим амбре, электроника может начать глючить – зависит от места расположения электронных блоков и высоты ватерлинии. Даже если влага не попала внутрь блоков, источником проблем способны стать намокшие разъемы. Нельзя исключать и технические неисправности, например, вода попала в коробку передач, а этого не заметили.

Самый очевидный признак – запах

Как опознать «утопленника»? Этот вопрос мы задали специалисту по автоподбору Николаю Ошуркевичу.

– «Утопленник» «утопленнику» рознь. Одно дело американские машины, которые пострадали от морской воды, другое дело – местные, подвергшиеся воздействию пресной. Второй момент – как долго машина находилась в воде? Если сразу разобрали и приступили к сушке – это одно, стояла мокрая неделю – другое.

Первым и самым очевидным признаком затопления, конечно, является характерный запах. Чтобы качественно высушить салон – его надо полностью разобрать, сняв сиденья, достав ковры и тепло- и шумоизоляционные материалы. Просто оставить открытую машину на солнце в +30, как правило, недостаточно – до конца она, скорее всего, не просохнет и потом будет вонять.

Когда салон сушат полноценно, доставая из него всё, что можно достать, часто забывают про ремни безопасности – они остаются смотанными и мокрыми, в результате чего на них появляется плесень. Поэтому при осмотре автомобиля совсем не лишним будет вытянуть ремни, особенно задние, и изучить их состояние.

Если же сушили на скорую руку без разбора, кроме запаха могут быть и другие признаки. Иногда песок остается под креслами – ковры протерли, пропылесосили, а под сиденьями не смогли или забыли. Особенно полезно может быть заглянуть под подушку заднего дивана, если она поднимается. Спустя время после затопления на голом металле, в частности салазках кресел, может появиться ржавчина.

Во многих автомобилях маркируемая панель с VIN-номером находится в салоне перед пассажирским сиденьем. Смотрим туда: если там слой засохшего песка или коррозия – делаем соответствующие выводы. Но не стоит забывать, что грязь на панель с VIN может попасть и в процессе нормальной эксплуатации, да и ржавчина на ней – не самое редкое явление.

В некоторых моделях авто в районе ног водителя и пассажира под торпедо находятся электронные блоки, которые доступны для визуального осмотра. В этом случае не помешает изучить маркировку на предмет соответствия даты производства этих блоков дате выпуска автомобиля. Если электронный модуль выпущен позже, чем машина, или, наоборот, значительно раньше – он менялся, а просто так их никто не меняет. Только причиной замены может быть и не потоп.

Раз уж затронули электрику, можно снять крышку блока предохранителей, достать один из них и посмотреть на состояние контактов. То же самое с предохранителями и реле стоит проделать и под капотом.

В общем, что касается салона – заглядывайте во все возможные ниши, под сиденья, отгибайте ковры, вытаскивайте ремни безопасности, осмотрите подполье багажника.

Другой вопрос, что когда после потопа провели хороший детейлинг, качественно всё просушили и вычистили – ничего криминального вы не увидите. В последнем американском «утопленнике», которого я осматривал, его прошлое выдавала только информация с аукциона.

При диагностике технической части, когда машина висит на подъемнике, не помешает изучить внутренности бамперов и элементы подвески. Когда машина стоит в воде – туда намывает приличное количество грязи, которая потом засыхает. Но это всего лишь косвенный признак, поскольку некоторые автомобили регулярно ездят по воде и грязи, и у них тоже будет песок в бамперах и на рычагах подвески.

Компьютерная диагностика также позволяет предположить, что автомобиль на некоторое время превращался в подводную лодку. Об этом может свидетельствовать большое количество нехарактерных для той или иной модели ошибок. Но здесь нужен опыт и понимание того, что это за ошибка и как часто она встречается, – резюмирует Николай.