– Мы этом в бизнесе 5 лет. Наша основная услуга – кузовной ремонт любых марок и любой степени. Попутно занимаемся переделкой автомобилей под запросы клиента: речь идет главным образом о внешнем виде, а также об интерьере конкретной машины.

Сколько стоит «обвесить» авто

Сразу (не)простой вопрос: как дела на данный момент?

– По основному спектру – спрос небывалый. Арки, пороги, днище, плюс антикор – количество обращений просто огромное. Поскольку всё больше изрядно подержанных автомобилей нуждается в поддержании нормального состояния.

По тюнингу дела гораздо скромнее. Грубо говоря, из 100 звонков два клиента хотели бы что-нибудь поменять в своей машине. Но такие работы стоят недешево, а в Беларуси очень мало людей, готовых платить за тюнинг. В результате большинство заказчиков – из России.

– Давайте тогда о ценах. Создать внешне непохожее на другие авто – сколько это стоит?

– Если речь идет о кузовных обвесах, заказать 2 бампера, капот, накладки на крылья и пороги – это уже $1500. Плюс доставка из России – минимум 2 кубометра контейнерной площади, потому что пластик легкий, но объемный. Далее установка: это не просто «привинтить куда–то». Чаще всего подгонка по месту включает минимальный кузовной ремонт (убрать ржавчину из-под старых деталей + подготовить кузов под установку). Еще покраска. Сейчас в тренде матовое покрытие, а также полуматовый сатин. Эти лаки мало того что просто дорогие – их еще и не достать. Нам такие материалы не продадут…

Поскольку нормальных герметиков, нормального клея становится все меньше, мы вынуждены экспериментировать с прежде незнакомыми материалами. В общем, уникально «обвесить» автомобиль сегодня стоит порядка $7000.

«Хоть из баночек крась»

– Но в Беларуси были предприятия по производству пластиковых обвесов. Может быть, не десятки, но и не одна фирма. Куда исчезли?

– Производство пластиковых обвесов по индивидуальному заказу – это очень долго и дорого. Проще заказать несколько комплектов в России: там вменяемые цены и минимальные риски. Правда, качество часто невменяемое, поэтому прилагаются «правильные руки» на СТО, и из нескольких комплектов может выйти набор на одну машину.

Кстати, мне приходилось покупать и дорогие обвесы, и сверхдорогие, и обычные. В итоге все равно приходится по месту подгонять. Литье производят по шаблонам, и шаблоны эти далеко не везде подходят.

– Значит, хороших материалов по возрождению кузова становится все меньше, а их стоимость все выше… А что же насчет китайского рынка – там нынче, как в старой поговорке про Грецию, вроде бы «всё есть»?

– Складских запасов нам хватит максимум до конца года. А потом – хоть из баночек крась! Уже сейчас наши профессиональные колеровщики не могут выполнять свои задачи: им либо не хватает ингредиентов, либо стоимость зашкаливает (и продолжит расти). В итоге проще не подбирать оттенок отдельных элементов, а перекрасить всю машину в примерно похожий цвет.

На китайских сайтах много интересного. Но это интернет, а что в реале? Тем не менее мы хотим попробовать поработать с китайскими комплектующими. Закажем минимальную партию: краски, абразивы и т.д. Пока не уверены, но иного выхода просто нет.

Клеевой пистолет и другие национальные особенности

– А самих «китайцев» на переделку вам уже привозили?

– Еще нет, но после ДТП мы их уже разбирали. Там очень интересно: в большинстве случаев потрясающая колеровка, ну и салон… «космолет». Но начинаешь разбирать и видишь, например, насколько китайский автопром любит использовать клеевой пистолет. Т.е. автомобиль собирали «на умелой коленке».

– Вы говорите, что большинство клиентов из России. Они требовательны, капризны?

– Главная проблема многих клиентов, не только из России, – у них нет идеи, как машина должна выглядеть по завершении работ. Они не приходят с фразой «я хочу вот так». Вместо этого спрашивают: «Что вы мне предложите?» И многие, посмотрев вместе с нами те предложения, которые доступны в интернете, на этом разговор заканчивают. Дорого.

Те же, кто знает, чего хочет, приезжают, оставляют машину и улетают из Беларуси на несколько месяцев – то ли работать, то ли отдыхать… Бывает, что со временем техническое задание изменяется. Тут важно заключать максимально детальный договор, каждый новый шаг оформлять дополнительным соглашением, с подписями и т.п. И обязательно брать какой-то процент предоплаты! К сожалению, россияне любят «кидалово», поэтому ухо нужно держать востро.

– Еще одна головная боль: Технический регламент 018/2011 Таможенного союза. Согласно нему почти любое изменение конструкции автомобиля является поводом для длительной процедуры согласований, испытаний и получения новых документов с перечнем внесенных изменений. Регламент действует на всей территории Таможенного союза, включая Беларусь и РФ. Что делать любителям тюнинга?

– Клиент заказывает тюнинг на свой страх и риск. Я всегда предупреждаю: после переделки машина может не соответствовать стандартам. В ответ чаще всего получаю стандартное же: «Делай давай, я в курсе, я деньги плачу!»

Надежда? Есть!

– Давайте назовем самые частые работы по переоборудованию.

– Этот список выглядит примерно так:

  1. Шумоизоляция.
  2. Бамперы и расширители колесных арок.
  3. Перекраска в «интересный» цвет.
  4. Эксклюзивная обшивка салона.
  5. Оклейка пленкой.

– А крупный тюнинг-проект, где будут хотя бы двери-«ножницы»? Или двери-«крылья чайки»?

– За всю историю компании о подобном у меня спрашивали только 2 раза. Так что я даже не вникал в тему. О большой переделке сейчас приходится только мечтать.

– Так чем живет сегодня белорусский тюнинг?

– Интересом. Тот же маляр – все-таки творческий человек, и ему интересно добиться необычного, уникального цвета машины. В целом же наша философия – клиент вышел из своего автомобиля, обернулся и улыбнулся. И так каждый раз! Не особенно важно, что машина «от нас» по начинке останется обычной: скажем, там 3-литровый дизель от Х6, но выглядит она как заряженная «эмка». Просто мы знаем, что на каждую машину имеется свой покупатель. Даже если это очень маленький процент людей…