В Changan называют новый завод, построенный в прошлом году, Digital Intelligence Factory – цифровая интеллектуальная фабрика. Объем инвестиций в ее строительство составил 10 млрд юаней (около пяти миллиардов рублей), территория завода занимает примерно 4,7 кв. км, а площадь застройки составляет 410 тыс. квадратных метров. Проектная мощность – 280 000 автомобилей в год. Знаете, сколько времени ушло на строительство такого производства? Думаете, года три? От старта строительных работ до ввода завода в эксплуатацию прошло 352 дня!

Автоматизировано все, что можно автоматизировать

Степень автоматизации высочайшая. Почти 800 роботов выполняют различные производственные процессы, а комплектующие по территории цехов перемещают более 500 автоматизированных тележек.

В кузовном цеху, выпускающем 1200 кузовов в сутки, работают в две смены всего 200 человек. Часть из них управляет процессами, часть трудится там, где необходим человеческий глаз. Например, на участке технического контроля. Здесь специалисты внимательно осматривают готовые кузова.

Большинство же работ, включая сварочные, выполняется машинами. Превращение отдельных элементов в цельный кузов буквально за минуту – занимательное зрелище.

Далее в программе посещения завода следовал цех тяговых батарей, используемых в электромобилях Avatr, Deepal и Nevo. Здесь отдельные элементы превращаются в большие батареи, защищенные от перегрева и переохлаждения. Технологи Changan говорят, что им не страшен и пожар. Кроме того, батареи спроектированы таким образом, что в случае возгорания одной ячейки огонь не сможет распространиться на соседние.

Батарейный цех не способен удивить стороннего наблюдателя, ведь в нем нет большого числа роботов, летящих искр и т.д. Зато чисто, как в больнице, кажется, будто по полу можно ходить босиком.

Во всех цехах завода абсолютно нормальная температура воздуха – системам кондиционирования в Китае уделяется огромное внимание, ведь без них жить, особенно в Чунцине, невозможно. Во время нашего визита днем на улице было 36–38 градусов днем и 30–32 ночью. Летом же бывает +45 и выше – говорят, что при такой температуре на асфальте уже можно жарить яйца.

Обед по расписанию

В 11 часов утра перемещаемся в цех сборки автомобилей и видим занимательную картину: стройный ряд рабочих отправляется в столовую. Работа работой, а обед по расписанию. Поэтому процессы останавливаются. А без людей никак – роботы пока не способны собирать, например, салоны.

Особенность конвейера сборочного цеха заключается в том, что на нем можно собирать автомобили разных моделей: кузова и комплектующие подаются под конкретный автомобиль. А на каждом кузове присутствует метка с кодом, обозначающим необходимый набор опций, заказанный покупателем.

В сборочном цеху можно встретить стенды, на которых демонстрируются передовые решения, которые применяются в автомобилях концерна Changan. Например, этот элемент задней части кузова выполняется цельнолитым: так снижается количество соединений и этапов сборки.

Все начинается с разработки

В общем, масштабы и технологичность нового завода впечатляют. Но чтобы произвести автомобиль, его необходимо разработать. Это происходит в R&D-центре компании Changan, где ведется вся научно-исследовательская деятельность.

Естественно, Changan, как и многие другие китайские концерны, переманивает к себе на работу ведущих мировых специалистов. Самый известный пример – создавший внешность Avatr 11 иранский дизайнер Надер Фагихзаде, много лет проработавший в BMW.

В R&D-центре находится множество испытательных лабораторий: интеллектуальных технологий обеспечения безопасности, силовых агрегатов и многого другого. Даже краш-тесты проводят именно в этом центре.

Нам же показали лабораторию NHV (noise, vibration and harshness) – где автомобили испытываются на шумность, уровень вибраций и жесткость. В помещении с толстенными дверями и отменной шумо- и звукоизоляцией снимаются различные данные, позволяющие сделать автомобили тихими и комфортными.

В 2023 году Changan подала заявки на получение 5739 новых патентов в области интеллектуальных технологий, что стало рекордом для китайской автомобильной промышленности. И здесь нужно напомнить, что разработка многих электронных систем и оболочек мультимедийных систем ведется совместно с компанией Huawei.

Наш вердикт

Новый завод компании Changan Automobile наглядно демонстрирует, какими темпами развивается китайская промышленность и как быстро прогрессируют китайские автомобили. Ни о каком копировании «японцев» или «европейцев» сейчас нет и речи. Сегодня новые модели из Поднебесной абсолютно аутентичны, хотя в их создании и принимают участие специалисты со всего мира. Но их китайские коллеги быстро учатся…