Соответствующую директиву командам разослал Чарли Уайтинг, руководитель технического департамента FIA и гоночный директор чемпионата. (Инициатива, впрочем, исходила от самих команд, которые подняли этот вопрос на заседании Стратегической группы Формулы-1.) Самое интересное - для обоснования запрета Уайтингу, по-видимому, достаточно было просто освежить в памяти действующий спортивный регламент, пункт 20.1 которого гласит: "Пилот должен управлять автомобилем в одиночку, без посторонней помощи".

Что послужило поводом для принятия таких "драконовских" мер? Те, кто постоянно смотрят телетрансляции с этапов чемпионата мира, наверняка уже догадались: в радиоэфире в последнее время стало появляться слишком много информации, попросту дискредитирующей "лучших в мире гонщиков" (ведь только такие выступают в Формуле-1?).

Например, немецкий Auto Motor und Sport приводит такую подборку на эту тему. Как вам Нико Росберг, обращающийся к своему гоночному инженеру с фразой: "Дай мне указания, как вести машину"? Или Андреа Стелла, инструктирующий в Монце Фернандо Алонсо: "Возьми другую линию в десятом повороте"? Конечно, к инженерам стекается огромное количество информации, достаточной, чтобы подсказать пилоту, где именно он теряет время, где слишком рано тормозит и т.д. Но разве лучшие из лучших не должны все это чувствовать и понимать сами?

"Если говорить об отрицательных моментах современной Формулы-1, то я бы в первую очередь отметил переговоры между боксами и пилотами по радио, - поделился своим мнением на этот счет с читателями британского Autosport четырехкратный чемпион мира Ален Прост. – Эти радиообмены не нравятся ни зрителям на трибунах, ни болельщикам у экранов телевизоров. Люди считают, что, таким образом, в Формуле-1 все контролируют не пилоты, а кто-то другой. Хуже этого, наверное, и быть ничего не может!.. Что еще мне не нравится, так это постоянные жалобы друг на друга: "Ой, он коснулся меня, что делать? Спросите Чарли [Уайтинга] - возможно, его следует оштрафовать?" Уверен, мы не можем и дальше позволять себе подобное - пилоты Формулы-1 и так уже утратили ауру загадочности..."

Что ж, теперь "дискредитирующей информации" и различных инструкций в радиоэфире наверняка станет поменьше (по крайней мере на первых порах). Но поскольку ограничения касаются лишь определенных данных, а не вообще всего радиообмена, то кто помешает командам и гонщикам просто-напросто шифроваться, обмениваясь посланиями запрещенного характера? "Бабушка приехала. Гребенка больше не нужна!" - "Понял, рад за дедушку!" В таком случае изменится, пожалуй, только одно: комментаторы и телезрители больше не будут понимать, о чем команды говорят со своими пилотами и наоборот…

Впрочем, не все так уж печально. Пилоты и команды по-прежнему могут свободно обсуждать тактику пит-стопов и вопросы, связанные с безопасностью. Не попали под запрет эмоциональные реплики и комментарии, с помощью которых гонщики выпускают пар в пылу борьбы (без употребления ненормативной лексики, конечно). Жаловаться на действия соперников также еще можно.

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY