К примеру, для Дмитрия Китаева. Могилевчанин несколько лет подряд становился сильнейшим картингистом Беларуси в юниорском и взрослом зачетах категории Rotax Max, попутно сильно выступая за рубежом. Его победы на картодромах Синеокой навевали зевоту. Выигранная квалификация, следом за ней старт - и мощный отрыв от соперников с каждым кругом.

Однако еще на финальном этапе чемпионата Беларуси пилот сказал: все, мол, пора повышать уровень. И на Кубке страны могилевчанин дебютировал в KZ2 - единственном на сегодня классе с коробкой передач. Самом быстром, престижном и зрелищном в настоящее время. Дебют получился достойным. Среди 12 пилотов Китаев квалифицировался четвертым и на аналогичной позиции завершил гоночный уик-энд.

Хотя мог оказаться и пятым. Все дело в Михаиле Гончарике. Эра доминирования минчанина в KZ2 в этом сезоне подошла к концу. Впервые за много лет он отдал корону быстрейшего картингиста страны Алексею Бойченко, поэтому на Кубок ему не надо было настраиваться дополнительно.

Миша начал бодро, всего на пару тысячных опередив Лешу в квалификации. Однако на старте первого финального заезда допустил фальстарт! Тем не менее решение судей удивило. Они как будто не заметили нарушения - никак не просигнализировали Гончарику о нем по ходу заезда. И лишь после финиша (победного для 28-го номера, к слову) опомнились - нарушение было. Но как теперь штрафовать?

Задним числом экс-чемпиону все-таки "навесили" лишних секунд. Но тут не растерялись представители Мишиной команды. Они написали протест: мол, а табличка с флагом где была? По правилам пилота, который допустил фальстарт, должны об этом уведомить непосредственно во время гонки, а этого не произошло. В результате, к удивлению многих, Мише вернули викторию в первом заезде и поул во втором финале.

Раз судьи не могут разобраться, то судьба-злодейка все решит сама. Второй финал Гончарик вновь начал уверенно, отрываясь от Бойченко. Однако битва экс-чемпиона с действующим закончилась… медленным проколом! В итоге Миша вынужден был сойти, по сумме заездов став лишь восьмым.

- Обидно, конечно, - сказал пилот после финиша. - Сколько бы я ни выигрывал или ни проигрывал чемпионаты, все равно к каждому из них нужно готовиться. Вкладываются деньги, хочется получить результат… Но не сложилось.

- В этом сезоне ты сменил шасси.

- Нет, это никак не сказалось. В чемпионате я мог досрочно оформить титул, если бы не первая гонка, когда порвалась цепь. Добрался бы там до финиша, и на четвертый этап уже не надо было бы ехать. Очков и так хватило бы.

Зато задался сезон у Леши Бойченко. Еще один очень быстрый могилевчанин прибрал к рукам не только чемпионство-2014, но и Кубок страны. Однако 11-му номеру команды Forse пришлось непросто.

- Было очень сложно морально, - признался Леша. - Я знал, что Миша едет быстро и что, если проиграю старт, догнать его будет уже очень сложно. Миша допустил одну ошибку - мне удалось подъехать к нему. Потом он снова ошибся там же - и мне удался обгон. Ну а потом у него что-то случилось с машиной.

- В этом сезоне ты забрал и чемпионат, и Кубок в KZ2. Осознаешь, что ты - быстрейший картингист Беларуси?

- Я не думаю так. Я просто приезжаю на гонки и хочу, чтобы все получилось. Ну а вообще сейчас в Беларуси быстрейшие - это Денис Славинский и Дима Китаев. Они и здесь хорошо едут, и за рубежом.

Кубок Беларуси, если судить по активно обсуждаемым слухам, стал лебединой песней для "хондовских" классов. Пару лет назад их вводили как замену "уставшим" и безнадежно устаревшим категориям с "минскими" моторами. Думалось, что "газонокосильщики" будут проще в обслуживании, "химичить" с ними не придется. На деле оказалось наоборот. "Старшая" категория "Ф500" утопала в протестах и доставляла тонну поводов для разбирательств техкомиссии. А "младшие" классы, "Формула" и "Ф250", по-настоящему массовыми, к сожалению, так и не стали. В результате эти классы со следующего года должны стать менее рейтинговыми. Их переведут в трофей Белорусской федерации картинга. Считай, любительские "покатушки" в тот же уик-энд, что и гонки ведущих состязаний.

Однако напоследок пилоты "хонд" решили зажечь как следует. Например, в "Формуле" всех мальчишек озадачила юная Александра Гущик. Неугомонная брестчанка выиграла финальный заезд, а вместе с ним и Кубок Беларуси в категории 160-кубовых "газонокосилок".

Одно из красивейших сражений за победу получилось и у "средненьких". В "Ф250" Костя Костенко 17 кругов подряд пытался раскачать лидера заезда Артура Мальца, дабы тот допустил ошибку. 7-й номер висел на хвосте, маячил из стороны в сторону, пытался протиснуться в поворотах по внешнему радиусу, но ничего не сработало. Артур преподал Косте мастер-класс по защите лидерства, выдержав тотальный прессинг.

В старшей из "формульных" категорий, "Ф500", битва за победу разгорелась между чемпионом-2013 Александром Скалабаном и Сергеем Лапицким. Двукратный чемпион страны по зимнему треку перешел в картинг по ходу сезона, но сразу вкатился в миниатюрные гонки. В частности, именно он выиграл финальный заезд Кубка и уже победно тряс кулаком, пересекая финишную черту. Но радость была преждевременной - из-за срезки Лапицкого оштрафовали и отдали победу Скалабану.

- В принципе я доволен, - заявил обладатель Кубка Беларуси Александр Скалабан. - Как и планировал, первое время в квалификации, первый в первом заезде, второй во втором. Я увидел, что дали предупреждение (Сергею Лапицкому, лидеру заезда. - Прим. авт.), поэтому не дергался, доехал без эксцессов.

- Вторая половина этого сезона для вас получилось странной. Постоянные разборки с техкомиссией…

- Проблема была в чем? Я инициировал в "Ф500" для развития класса проверку фаз газораспределения, разработал систему и методику. Можно сказать, что сам на этом и попался. Считаю, что все это правильно. Сейчас моторы реально пломбируются. Все 18 человек едут в секунде. В следующем году, если все так и останется, то этот класс может привлечь еще больше спортсменов.

- Многие "пятисотчики" теперь перешли в KZ2. Не думаете последовать их примеру?

- Я уже практически купил машину. Так что в следующем сезоне тоже буду в KZ2.

Из "Ф500" в Rotax неожиданно перебежал Иван Цыглер. Гомельчанин последнее время редко появлялся на трассах чемпионата Беларуси, но если выезжал, то обязательно в категории "тракторов". Оттого удивительнее было увидеть его в серьезном классе Rotax Max.

- Кубок - достаточно весомый этап, практически равносильный чемпионату, - пояснил Ваня. - Так получилось, что в Гомеле перестали люди гоняться в Rotax, видимо, потому, что с машинками работать приходилось. Поэтому попросил у них технику. А раз дали - значит, надо ехать на гонку. А "Ф500" по-прежнему является хобби-картингом. Сейчас за него начали давать разряды, но, по-моему, это очень неправильно. Я пересел с "Ф500" на Rotax и понял, что около четырех лет я не гонялся.

- Полноценно возвращаться в гонки не собираешься?

-  Нет. Вероятнее всего, это была моя последняя гонка. Я увидел, что из меня получилось после большого перерыва. А чтобы гоняться в действительно стоящих классах, у меня просто нет денег.

Подлатать бюджеты сейчас смогут практически все картингисты страны. Сезон соревнований переходит в состояние спячки, которая прекратится только зимой. С асфальтовыми гонками картингисты прощаются до весны.

Класс «Малыш»

 

Гонщик

Организация

 
 
 

1

Денис Кравец

ГФСК «Альянс», Брест

 

2

Полина Мишкевич

ГФСК «Альянс», Брест

 

3

Владислав Туманов

«РУСЦ» ДОСААФ

 

Класс «Мини»

 

Гонщик

Команда

 
 
 

1

Александра Гущик

ГФСК «Альянс», Брест

 

2

Ярослав Семашко

Картленд

 

3

Егор Алексеенок

Картленд

 

Класс «Формула»

 

Гонщик

Команда

 
 
 

1

Александра Гущик

ГФСК «Альянс», Брест

 

2

Николай Тихенко

Полоцк

 

3

Максим Кордонец

Пинская АШ ДОСААФ

 

Класс «Формула-250»

 

Гонщик

Команда

 
 
 

1

Артур Малец

Картленд

 

2

Даниил Гончарик

СДЮСТШ, Минск

 

3

Константин Костенко

Repsol Team

 

Класс «Формула-500»

 

Гонщик

Команда

 
 
 

1

Александр Скалабан

СДЮСТШ, Минск

 

2

Александр Юдин

Repsol Team

 

3

Сергей Лапицкий

GRAPPA MOTORSPORT

 

Класс Rotax Max Mini

 

Гонщик

Команда

 
 
 

1

Павел Найбич

«РУСЦ» ДОСААФ

 

2

Викентий Туманов

«РУСЦ» ДОСААФ

 

3

Павел Слободич

СДЮСТШ, Минск

 

Класс Rotax Max Junior

 

Гонщик

Команда

 
 
 

1

Денис Славинский

СДЮСТШ, Минск

 

2

Артемий Каменок

FORSE-МООС ДОСААФ

 

3

Егор Кабанчук

FORSE-МООС ДОСААФ

 

Класс Rotax Max

 

Гонщик

Команда

 
 
 

1

Евгений Шаков

СДЮСТШ, Минск

 

2

Савва Шейдак

FORSE-МООС ДОСААФ

 

3

Александр Гедревич

АВС-КАРТ ДОСААФ, Гродно

 

Класс KZ2

 

Гонщик

Команда

 
 
 

1

Алексей Бойченко

FORSЕ-МООС ДОСААФ

 

2

Макс Харин

Могилев

 

3

Никита Скорынин

РУСЦ ДОСААФ

 

Вадим ЗЕНЬКЕВИЧ
Фото автора и Андрея СТОМЫ
Специально для ABW.BY