Знатоки в курсе, что настоящее ралли — это не только зрелищные спецучастки (СУ), но и "перегоны" - зоны контроля времени (КВ). На этих КВ автомобили едут строго следуя правилам дорожного движения и основная задача — найти пункт КВ, прибыть на него точно в срок. Потому что опоздание или опережение этого срока повлечет за собой начисление штрафных баллов. Поэтому если вы на трассе вдруг обогнали разрисованный гоночный болид, не торопитесь считать себя Себастьяном Лебом — возможно раллийный автомобиль следует на очередной КВ с опережением, оттого и идет так медленно. И если для проезда спецучастка нужна действительно подготовленная техника и пилоты, то для прохождения КВ достаточно лишь допущенного к дорожному движению автомобиля.

Собственно, именно участки КВ и лежат в основе так называемых любительских ралли, или ралли третьей категории. "Что может быть легче, чем проехать по маршруту, соблюдая ПДД?" - спросит читатель. Ну что ж. Давайте вместе отправимся в подобное путешествие. Благо в минувшие выходные на территории Беларуси прошло сразу два подобных соревнования — ралли "Сезон" и ежегодное ралли "Августовский канал".

 Ваш покорный слуга попытался принять в них участие и спешит поделиться тем, что из этого вышло. 

К осеннему "Сезону" я стал готовиться заранее, сразу после возвращения с Time-Attack. Зная, что одно ралли плавно перетечет в другое, и понимая, что машина на целых два дня станет для меня домом, я готовился особенно тщательно: "пересыпал" подвеску и тормоза, перенастроил карбюратор и даже "переобулся" в свежую резину. Кроме того, заранее упаковал в машину "аварийную" сумку и комплект теплых вещей. На подготовку у меня было порядка месяца, поэтому с формированием экипажа проблем не было. Проблемы начались позже, за два дня до гонки автомобиль просто отказался заводиться. Просто так, без видимых причин. И завелся... Нет, не после каких-либо операций под капотом, а лишь после того как я его об этом слезно попросил. Мистика. Но сразу после этого случая у меня стал "таять" экипаж: у всех резко появились неотложные дела. В результате чего за 10 часов до старта в моей команде остались только я и "Жигули". Благо организаторы нашли мне штурмана и мне не пришлось играть две роли одновременно, хотя говорят, что такие случаи бывали.

 

Утро субботы. Я на старте, уже познакомился со своим штурманом и получил соответствующую атрибутику (стартовые номера, наклейки, бейджики), а самое главное — карнет (специальный бланк, в котором судьи будут помечать ваши достижения) и дорожную книгу. Дорожная книга - главное сокровище любого экипажа, ведь именно в ней содержится стенограмма маршрутов от одного КВ до другого.

За полчаса до старта организаторы нас покинули и отправились на свои КВ. "Кто же давал старт?" - спросит читатель. Старт определялся чеком, который надо было взять на заправке. Всего в ралли участвовало шесть экипажей, из которых только два были на "иномарках". По результатам жеребьевки "иномарки" стартовали первыми, а мы шли третьими (то есть первыми из "Жигулей" и "Москвичей") и должны были выехать в 10:04. И если у первых двух экипажей проблем с очередью не было, то мы стартовали с опозданием в три минуты.

Вот наша машина в дороге, я еду, следуя указаниям штурмана из дорожной книги. Дорожная книга — это не просто описание маршрута. Ее невозможно вбить в навигатор и просто катиться по проложенной компьютером линии. В дорожной книге содержатся расстояния до ориентиров или поворотов, направления и сложность поворотов, а самое главное — указания времени движения по участку (в этом случае штурман должен сам высчитать такую скорость движения, при которой автомобиль приедет ровно в срок и не получит штрафных баллов) либо скорости движения по участку (в этом случае штурман высчитывает время). На некоторых участках есть мини-задания: либо считать координаты места и отправить его судьям с помощью СМС, либо сфотографировать какое-то место. Их выполение подтверждает, что экипаж точно следовал маршруту и не нарушал скоростной режим. Все это влияет на очки, которые наберет команда.

Моему штурману надо отдать должное - он сразу же, еще до начала старта, рассчитал время, за которое мы должны проехать каждый указатель из дорожной книги. В самом начале выяснилась одна сложность - показания одометра нашей машины совершенно не соответствовали отметкам в дорожной книге. Тем не менее вскоре впереди нас показался Audi A6, который стартовал вторым. Значит нагоняем, значит идем с опережением графика. Это лучше чем опоздание, но тоже может повлечь за собой штраф. Вот и съезд к первому КВ. Я вижу отдаляющийся от него в сторону КВ Opel еще одного экипажа, стартовавшего первым, а вот Audi его не видит и проскакивает нужный поворот. На первом КВ никого нет - мы должны отправить судьям лишь координаты. Пока штурман читает GPS, разворачиваюсь и беру курс на второй КВ.

Следовать стенограмме нужно очень внимательно — одна осечка и поиск нужного КВ может затянуться не на минуты, а на часы. А осечки случаются часто. В какой-то момент мы спутали пометку "железнодорожный переезд" с пометкой "лежачий полицейский". Благо ошибку нашли быстро и не потеряли время - мы все еще шли с опережением примерно в 10 минут. Дальше злую шутку сыграло то, что наш одометр не совпадал с пометками в книге. Впереди нас было три левых поворота. Повернуть надо было на последнем, но мы этого определить не смогли (одометр!) и заблудились. 10 минут опережения таяли на глазах, превращаясь в минуты опоздания.

Тогда я решил схитрить. Я знал, что второй КВ находится на одном из автодромов города Дзержинск. Но я не знал, что автодромов там - три. Из которых навигатор знает только один, а горожане - два, причем оба неправильных. Впрочем, мы были не единственными, кто опоздал, - вскоре нас собралось три таких экипажа. Несколько раз мы звонили организаторам за подсказками (каждая подсказка - лишние штрафные баллы), но все-таки вскоре нашли искомый автодром, на котором нас ждало дополнительное соревнование.

Зачем нужно дополнительное соревнование? Допустим, два экипажа нос к носу приходят на КВ, набирая одинаковое количество очков. Как решить, кто из них сильнее и в большей мере достоин победы? Для этого между КВ существуют дополнительные задания, которые проходят на автодромах. Задания могут быть совершенно разные: примитивный элемент из курса автошколы, автослаломная трасса сложности от простого круга со змейками до траекторий, на которых надо выполнить либо полицейский разворот, либо на скорость пройти "дворик" (возможно либо с использованием ручника, либо в заносе, если привод задний). А может быть и нечто креативное, вроде автомобильного биатлона.

Нам предстояло пройти замысловатую трассу по "камазовскому" автодрому, на котором даже не было асфальта. Сразу после старта нужно было пройти "дворик", затем "эстакаду", сразу после "эстакады" - въехать передом в "гаражик", выехать из него задом, тут же пройти "змейку", вернуться во "дворик" и остановиться на старте.

Первый круг. Стартую. Ведущие колеса зарываются в песок. Сбрасываю "газ". "Дворик". Руль до упора влево и полный "газ". Мощности хватает, чтобы крутануть "пятака" на земляном покрытии и отправиться к эстакаде. "Гаражик". "Змейка". Слишком много "газа" - вместо того, чтобы разгоняться, машина постоянно "метет хвостом". "Дворик" по накатанной. Финиш. Пора на второй круг.

Ошибки свои я уже знаю: полный "газ" только во "дворике". Потому что только во дворике "дрифт" позволяет экономить время. Второй круг. Все хорошо, но на съезде с эстакады я набираю слишком высокую скорость и, когда пытаюсь заправить машину в "гаражик", перед начинает "плужить", переднее колесо пролетает боком через ямку. Останавливаюсь в "гаражике" и, когда уже собирался включать заднюю, слышу характерный звук...

Да, я разбортировал колесо. Беда в том, что запаски нет - когда переобувался, все старые колеса я забраковал и на ралли их не брал, не ожидая от любительского соревнования такого подвоха. А зря. Понимаю, что сейчас к 45 минутам (по нашим подсчетам) опоздания прибавиться еще столько же минут на поиски шиномонтажа и ремонт колеса. Продолжать борьбу смысла нет. Звоню организаторам, чтобы оформляли технический сход - для меня ралли закончилось.

Как и любой автоспорт, ралли сплочает. Ведь ничто не сближает лучше, чем совместный поиск затерянного КВ, когда заблудившиеся соперники становятся союзниками. Любительское ралли — отличный метод провести уик-энд, причем для всей семьи, ведь количество человек в экипаже, как правило, не ограничено. Маршруты любительских ралли, в частности ралли «Автгустовский канал», проложены по живописнейшим местам нашей родины, а между стартами КВ всегда найдется возможность познакомиться с достопримечательностями поближе.

На фоне других любительских автосоревнований ралли имеет ряд неоспоримых преимуществ: возможности машины отходят на самый последний план, уступая первые роли именно умению ориентироваться в пространстве; пилот не остается один на один с автомобилем — его всегда поддерживает экипаж.

Но есть у такого ралли и свой минус - его невозможно наблюдать со стороны. Ведь маршрут растянут на сотни километров и состоит из "перегонов", где надо соблюдать ПДД. Но этот минус очень легко поправим: нужно всего лишь принять участие!

Григорий ЗУБКЕВИЧ 
Фото автора и Светланы КУРЕЙЧИК

Специально для ABW.BY

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!