Увы, погода не оценила важность момента и подложила организаторам гонки большую свинью. Если еще за неделю до соревнований браславские дорожки пребывали в прекрасном состоянии (пусть не снежно-ледовое покрытие, а гравийное, но зато идеально ровное и с отличным зацепом), то за несколько дней до старта плюсовая температура и дожди сделали свое черное дело: некоторые запланированные спецучастки "поплыли"! 

Забегая вперед, скажем, что это привело к отмене обоих проездов на СУ "Медюки", сокращению СУ "Даньки" на 2,2 км и урезанию СУ "Боруны" ровно наполовину. Итого минус 18,8 "быстрых" километров! А это значит, что из запланированных 82,6 км в боевом режиме участникам предстояло преодолеть лишь 63,8. Но даже с учетом такого обстоятельства гонка не обещала быть простой. 

Так, и без отмененных "Медюков" первая ночная секция отметилась сходами белоруса Юрия Семенчука и литовца Йонаса Пипираса на первом же спецучастке. В обоих случаях причиной стала поломка подвески (хотя что-то подсказывает, что это лишь следствие удара о бетонную трубу, которая "оголилась" из-за оседания грунта еще перед гонкой). Оба экипажа предприняли срочный ремонт и вернулись на следующий день по системе супер-ралли.

Разумеется, все внимание было сосредоточено на результатах лидеров. Первый спецучасток выиграл Вязович, второй - Чапкаускас. Но по итогам первой секции лидерство все же захватил Сергей! Причем позади него в 4,4 секунды расположился Воробьевс, а вот Чапкаускас оказался лишь на третьей строчке с отставанием от лидера 6,2 секунды. Впрочем, вся борьба была впереди…

Состояние трассы во второй день оказалось значительно лучше, чем можно было ожидать накануне: рыхлый снег растаял, боевые шипы уже надежно вгрызались в гравий. Но цена за хороший "держак" - повышенный износ шин. Увы, в субботу все преимущество Вязовича перед соперниками сначала растаяло, а затем превратилось в отставание: на финише белорус уступил лидеру гонки более сорока секунд.

Ну а кто стал победителем? Ответ на этот вопрос пришлось ждать довольно долго. Да, по чистой скорости быстрее соперников оказался Чапкаускас, который опередил Воробьевса на 6,8 секунды. Но над фаворитом гонки еще в первый день повисала угроза 10-секундного штрафа, который был заработан за "спорное опоздание" на КВ при выходе из сервис-парка. Экипаж утверждал, что появился на судейском пункте вовремя, а в контрольную карту была внесена ошибочная запись. "Разбор полетов" на КСК занял около часа, а решение оказалось в пользу литовца: "пенализация" была снята!

А это значило, что именно Чапкаускас выигрывает Rally Belarus (и этап чемпионата), оставляя за собой и Яниса Воробьевса, и Сергея Вязовича. Кроме того, именно Рамунас становится победителем чемпионата в абсолютном зачете серии! А вот чемпионский титул в классе Б12 остался за Сергеем Вязовичем. Впрочем, этот расклад был предсказуем еще до старта заключительного этапа…

Что до монопривода, то здесь лучший результат в гонке показал литовец Эгидиюс Валейша на BMW M3. Он финишировал четвертым в "абсолюте", третьим в классе Б12 и первым в зачете монопривода! Не менее результативным оказалось выступление Ричардаса Баубинаса, которому, к слову, ассистировал не кто иной, как Вайдотас Жала, впервые пересевший в штурманское кресло. Так вот, литовец закончил гонку на втором месте в моноприводе и первым в 2,0-литровом классе Б11. Ну и главное - именно он стал победителем чемпионата в этих зачетах!

Второе место и на этапе, и по итогам чемпионата занял еще один гость из Литвы Эгидиус Гялунас. А вот Юрий Семенчук до финиша гонки не добрался даже по системе супер-ралли: гомельчанину пришлось оформить сход "по технике" и в субботу. 

Победителем этапа в классе Б10 стал Иван Русских, который заодно обеспечил себе серебро по итогам всей серии. А вот лидеру чемпионата Андрею Гринкевичу браславская гонка запомнится целой чередой неудач. Прокол колеса и неисправность на финише одного из СУ обернулись значительной потерей времени и опозданием на КВ (+40 секунд штрафа). Тем не менее второе место в гонке и первое в чемпионате Андрей себе обеспечил. 

Как видим, Rally Belarus получилось с сильным литовским акцентом, причем зарубежные гости оккупировали большинство призовых мест на подиуме гонки.

В Браслав также приехали сразу несколько российских участников. Лучшим из них стал Сергей Угер, который финишировал седьмым в "абсолюте" гонки, но в белорусский зачет не заявлялся. А вот Дениса Левятова во второй день постигла неудача: из-за поломки автомобиля пришлось сойти с дистанции.

Впрочем, самое большое разочарование в Браславе ожидало Александра Севастьянова, который лишь на церемонии награждения узнал, что не участвует в зачете белорусского чемпионата. Более того, без очков и призовых мест как на этапе (а это могло быть первое место в классе Б10), так и в национальном первенстве осталась белоруска Ольга Захарова, которая ассистировала россиянину в этой гонке. 

Можно спорить по поводу справедливости этого решения или сетовать на невнимательность самого экипажа, но факт остается фактом. И приходится в очередной раз признать, что над финальным этапом белорусского чемпионата висит своеобразное проклятье: едва ли не каждый год заключительная гонка сезона запоминается тем или иным скандалом, связанным с иностранным экипажем. Это особенно обидно, если учесть, сколько усилий прикладывает организатор к тому, чтобы провести гонку на самом высоком уровне. 

Но не будем о грустном. Следующий старт у раллистов уже 17 января, когда должен состояться первый этап Кубка Беларуси по ралли-спринту. В 2015 году эта серия будет включать четыре гонки. Плюс 5-этапный чемпионат по ралли, в котором помимо двух белорусских гонок (в Браславе и Ушачах) запланировано два выездных этапа в Литве и один в России. Если все задуманное будет реализовано, нас ожидает интересный и насыщенный раллийный сезон.

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY 
Фото автора, Дариуса КИБИРКШТИСА (fotodarius.lt), Юрия ЯНКОВСКОГО, Надежды КРАСНИКОВОЙ и  Дмитрия ШАПОРОВА