С точки зрения идей, воплощенных в чемпионате Formula E, подобные соревнования соотносятся с остальными классами "формул" приблизительно как электромобиль Tesla c обычными авто. Судите сами.

Трассы чемпионата создаются прямо на улицах крупнейших городов, там, где изо дня в день передвигается обычный транспорт. В сезоне 2014/2015 Formula E уже принимали Пекин (Китай), Путраджайя (Малайзия), Пунта-дель-Эсте (Уругвай), Буэнос-Айрес (Аргентина), Майами (США), Лонг-Бич (США), Монте-Карло (Монако), Берлин (Германия). Теперь Москва и Лондон. Не правда ли, впечатляет? При этом никаких мегазатрат на строительство трасс, никакой привязки к существующим автодромам и огромнейшая зрительская аудитория.

 

Болиды Formula E, напротив, плоть от плоти тех машин, которые привычны для GP2: в основе - шасси Dallara, но вместо бензинового мотора стоит электрическая силовая установка McLaren мощностью 200 кВт, способная развить крутящий момент до 140 Нм, а вместо топливного бака - аккумуляторная батарея Williams Advanced Engineering, способная заряжаться за 45 минут.

Два автомобиля на гонку - еще одно ноу-хау, обусловленное в первую очередь неспособностью используемых батарей "сражаться" на протяжении всех 35 кругов гонки. Но при этом никаких заправок или замен шин. Не меняем шины - меняем машины!

Поставщиком шин для Formula E выступает Michelin. Для каждой из двух машин, используемых одним пилотом, в гоночный уик-энд предназначен лишь один комплект шин Michelin Pilot Sport EV размерности 245/40R18, с универсальным протектором для езды и по сухому, и по мокрому асфальту.

Еще одно достоинство City Racing от Formula E - сроки проведения гонки. Все: и практика, и квалификация и гонка - укладывается в один день. Продолжительность самой гонки - всего 55 минут. При этом борьбы на трассе, даже такой сложной для обгонов, как московская, более чем достаточно. И это при скоростях, не превышающих 180-200 км/ч.

Мощность машин ниже, но и шины, и аэродинамика шасси тоже отличны от F1, в результате сцепление колес с дорогой держит пилотов в тонусе даже на столь невысоких, с точки зрения автоспорта, скоростях. 

Сказанное выше - мнение человека, который за один гоночный день сменил скепсис на восхищение новой "формульной" серией. Что думают по поводу Formula E пилоты и владельцы команд?

Николя Прост, пилот е.dams-Renault: 

"С точки зрения пилота, существенных различий между Formula E и другими "формульными" сериями нет. Используемые шасси весьма близки, но есть и отличия, о которых нельзя не упомянуть. На мой взгляд, самым существенным отличием Formula E от других "формульных" дисциплин является необходимость постоянного контроля за использованием энергии аккумуляторов и температурой силового агрегата. Здесь недостаточно быть просто самым быстрым - нужно быть самым эффективным, рачительно используя энергию.

Предыдущие 8 этапов показали, что настроить оба автомобиля, используемые одним пилотом, несложно. Как несложно и сменить болид в ходе гонки. Обязательное минимальное время, отведенное на смену машины, позволяет сделать это максимально удобно и безопасно.

Трассы в городах - это интересно. Они все разные, не похожи друг на друга, с разным качеством покрытия и шириной полосы. Из тех 8 гонок, в которых я принимал участие, более других запомнились трассы в Майами и Монте-Карло. Вполне возможно, что Москва пополнит этот список. Здесь мало мест для обгона, борьба обещает быть непростой.

Что касается системы FunBoost, дающей пилоту возможность дважды за гонку кратковременно увеличить мощность своего авто (эффективнее всего это работает при обгоне), то лично для меня это скорее констатация популярности пилота у болельщиков. Для болельщиков же это возможность поддержать пилота не только эмоциями, но и киловаттами". 

Жан-Паскаль Дос, спортивный директор Renault Sport Technologie:

"Formula E весьма удобна в части подготовки к гонке. Непосредственно перед соревнованиями к месту гонок привозят 4 контейнера с 4 болидами и оборудованием. Вся подготовка машин осуществляется непосредственно перед гонкой. В первую очередь проверяем тормоза и все, что касается безопасности. Далее следуют аккумуляторные батареи и силовая установка. Их мы можем менять непосредственно перед гонкой. Отдельное внимание - шинам. По большому счету это все. Шасси Dallara и углепластиковый монокок способны отслужить два сезона. Тем не менее в сезоне 2015/2016 Formula E ждут перемены, она должна стать еще безопаснее, быстрее и зрелищнее".

Роберто Длачич, инженер проекта Formula E:

"Можно ли в Formula E в ходе этапа обойтись одним болидом? В теории - да. Но нужно понимать, что в автоспорте во главе угла скорость и зрелищность соревнований. Для этого машины должны быть легкими и быстрыми, именно поэтому мы ограничиваем вес автомобиля с пилотом 890 килограммами. Чтобы проезжать все 33 круга гонки, а в Москве их 35, на одном автомобиле, нужно увеличивать батарею, ее вес и, как следствие, массу и габариты болида. Это повлечет за собой изменения конструкции шасси, так как оно в любом случае должно обеспечивать безопасность пилотов и зрителей. Так что, взвешивая все за и против, лучше предпочесть имеющийся вариант".

Жан-Поль Дрио, совладелец команды E.Dams-Renault (второй владелец Алан Прост. - Прим. авт.):

"Впервые о Formula E я услышал в июле 2011 года в Бахрейне. Мне позвонили в 22.00 и спросили, не знаю ли я человека, который может сделать электрическую "формулу". Я такого человека знал, и уже утром мы обсуждали то, что впоследствии превратилось в Formula E. В результате уже в декабре 2011-го было официально подтверждено создание Formula E. В сентябре 2013 года на Франкфуртском автосалоне был продемонстрирован болид Spark-Renault SRT01E, а в 2014-м была создана команда e.dams, которая 30 июня 2014 года была презентована как e.dams-Rеnault. А уже в сентябре 2014-го мы приняли участие в первом этапе ePrix Formula E в Пекине. 

Сегодня наша команда - лидер чемпионата, расставаться с первым местом мы не собираемся. Также мы приложим максимум усилий к тому, чтобы и результаты наших пилотов Николя Проста и Себастьяна Буэми по результатам сезона были лучшими.

В иерархии современных "формул" Formula E стоит особняком. В ней много пилотов из F1, но это другая "формула", это будущее. То, что вы сейчас видите, это безопасный и экологичный болид, почти не загрязняющий окружающую среду, с невысоким уровнем создаваемого шума. Почти, потому что есть износ тормозных колодок и дисков, износ шин и т.п. Поэтому о 100-процентной экологической чистоте мы говорить не можем.

Да, он не самый быстрый, но это лишь первый сезон Formula E. Технологии не стоят на месте, уже в следующем сезоне автомобили Formula E ждут изменения.

По стоимости участие в Formula E сопоставимо с участием в GP2. Основные расходы идут на перемещение 7,5 т груза с одного этапа на другой. Сами же болиды не требуют очень больших затрат. Вместе с тем, если вы следите за чемпионатом Formula E, по зрелищности он не уступает другим "формульным" соревнованиям, а у некоторых даже выигрывает".

Что касается непосредственно московского этапа, то, невзирая на проблемы с обгонами, скучать зрителям на нем не пришлось. Как не пришлось скучать и судьям, то и дело разбиравшим инциденты на трассе. После Москвы в чемпионате остается лишь две гонки в Лондоне. Разрыв же между пилотами, претендующими на титул первого чемпиона Formula E, до Moscow ePrix составлял считаные очки. Возглавлял зачет пилотов Нельсон Пике-мл. (103 очка), второе место было у Себастьяна Буэми (101), третье - у Лукаса ди Грасси (93). И это притом что очки в Formula E начисляются первой десятке по стандартной схеме FIA: 25, 18, 15, 12, 10, 8, 6, 4, 2, 1.

Нельсон Пике, квалифицировавшийся вторым, уже на старте вырвался вперед Жана-Эрика Верня из команды Andretti. Интенсивно расходуя заряд батареи, Нельсиньо оторвался от основного пелотона, практически не оставив соперникам шансов для обгона. Главная интрига была в том, как скоро бразилец отправится в боксы с таким расходом заряда, ведь чем позже пилот сменить автомобиль, тем больше энергии у него будет на вторую половину гонки.

Лучше других в экономии преуспел Себастьян Буэми, но его подвела команда, на 10 секунд передержавшая пилота в боксах. Из-за чего швейцарцу из e.dams-Renault пришлось приложить максимум усилий, чтобы пересечь финишную черту третьим, оттеснив на последнем круге Жана-Эрика Верня.

Увы, получив кубок за третье место, Буэми вскоре вынужден был с ним расстаться, так как судьи сочли его борьбу с Вернем чрезмерно агрессивной. В результате третьим стал Ник Хайфельд из Venturi, а Буэми лишь 9-м - 29 секунд штрафа не прошли даром.

Также штрафных секунд был удостоен и Лоик Дюваль из Dragon Racing за атаку машины Ярно Трулли, в результате которой та лишилась заднего спойлера. Сам Трулли следующую гонку в Лондоне начнет, сдвинувшись на 5 мест назад от показанного в квалификации результата. 

В итоге тройка пилотов, претендующих на титул первого чемпиона Formula E, после 9 этапов выглядит следующим образом:

1 Нельсон Пике-мл. NEXTEV Formula E Team 128
2 Лукас ди Грасси Audi Sport ABT Formula E Team 111
3 Себастьян Буэми Team e.dams-Renault 105

А командный зачет по-прежнему с отрывом в 44 очка возглавляет команда e.dams-Renault, у руля которой Алан Прост и Жан-Поль Дрио.

Более подробную информацию о московском этапе можно увидеть на официальном сайте  FIA Формула Е Moscow ePrix

Юрий ЛИХУТА
Фото автора

ABW.BY

Редакция благодарит официального импортера Renault в РБ компанию "Автопромсервис" за организацию поездки на этап Formula E

В мире большого автоспорта однозначного отношения к Formula E пока нет. Сомнения в ее будущем высказывают и Ники Лауда, и Берни Эклстоун, но президент Международной автомобильной федерации (FIA) Жан Тодт, похоже, уже определился. На московском этапе Formula E он явно был желанным гостем

В отличие от Тодта, Ален Прост в паддоке не гость, а совладелец команды, за которую выступает его сын Николя, и заботы у него другие. До конца чемпионата важно сохранить лидирующие позиции e.dams-Renault и приложить максимум усилий, чтобы именно его пилоты стали лидерами чемпионата

Аккумуляторные батареи Williams Advanced Engineering, пожалуй, один из основных "расходников" Formula E. Подзаряжают и меняют их весьма часто. По иронии судьбы в экологическом паддоке их перемещал вовсе не экологичный дизельный погрузчик…

В перерыве между практиками, квалификацией и гонкой зрители Formula E Moscow ePrix имели возможность совершенно бесплатно попробовать свои силы на автосимуляторах, причем совершенно бесплатно

Еще один сопутствующий гонкам аттракцион - возможность сфотографироваться на память в гоночном комбинезоне

Компания DHL, выступающая партнером Formula E, пошла дальше: в дополнение к выставленному брендированному электромобилю она предложила болельщикам самим принять участие в небольших состязаниях по выработке электроэнергии с помощью велосипедов

В качестве Safety Car в ходе соревнований выступили электромобили BMW i3 и i8

Автомобилем директора гонки стал Rimac Concept One, созданный хорватской компание Rimac Automobili. До "сотни" автомобиль руководителя гонки способен разогнаться за 2,8 секунды. Запас хода у него достигает 595 км, мощность суммарная мощность 4 моторов, приводящих в движение каждое из 4 колес, находится у отметки 1100 л.с., а максимальный крутящий момент составляет 3800 Нм. "Охлаждает" эмоции лишь стоимость - $980.000