Кто ехал от нашей страны?

Из-за ковида и закрытых границ Беларусь осталась без представителя на прошлогоднем "Гранд Финале". Тогда путевку на гонки в Португалию выиграл чемпион страны во взрослом классе DD2 Иван Семашко, но оперативно получить разрешение на выезд не удалось. В этом году у него получилось защитить белорусский титул, а также завоевать чемпионство в России, так что с отбором на Grand Finals-2021 проблем не возникло.

Компанию Ване на трассе в Бахрейне составил 10-летний пилот Никита Синебок – этот год в Беларуси принес ему второй титул в карьере. Но если в 2020-м юный гонщик выиграл сезон в классе Micro, то в 2021-м стал быстрейшим в более старшей категории Mini. Именно в этом зачете он выступал в Grand Finals.

Особенность "Гранд Финала" в том, что технику предоставляет организатор – перед стартом тренировок карты достаются гонщикам по компьютерной жеребьевке. Таким способом достигаются более-менее равные условия для пилотов и команд. Дальше решают навыки механиков по настройке карта и умения гонщика, поскольку конкуренция высочайшая – в каждом из классов едут 72 пилота!

Mini: аппетит приходит во время езды

Начнем рассказывать о результатах с самого маленького белоруса на гонках в Бахрейне. Никита Синебок сразу дал жару – в первой тренировке он показал лучшее время в своей группе из 36 пилотов (на трассу одновременно выпускают не больше половины от всех участников класса – прим. редакции).

Исторический момент: белорус возглавляет протокол на мировых соревнованиях по картингу!

На второй практике результат был чуть хуже, но отец и тренер гонщика Константин Синебок в интервью Автобизнесу объяснил, в чем было дело:

"Хороший темп у Никиты был не только в первой практике, но и во второй. Просто после первой тренировки соперники "прочухали", что мы быстрые, и на второй день становились за нами. 15 человек просто стояли и ждали, когда на трассу выедет Никита, а потом ехали то спереди, то сзади. Поэтому на второй день он показывал времена в районе 5-6-го места, но по факту был все так же быстр. Просто ему все время приходилось обгонять.

С чем был связан такой высокий темп? Честно говоря, сам не знаю. Никита подошел к гонке спокойно, без нервов. Он сел в машину и ему все сразу понравилось. Мотор работал хорошо, шасси отличное. До первого официального заезда его ни разу никто на трассе так и не обогнал".

По итогам квалификации среди всех 72 пилотов Никита показал 16-е время. При этом оцените плотность результатов – у белоруса лучшее время круга было 58.499, у победителя квалификации Дженсена Бернетта из Канады – 58.239.

Система "Гранд Финала" такова, что для выхода в финал нужно пройти несколько отборочных заездов. С этой задачей Никита справился, по итогу став пятым в предфинале. Может, нашему парню повезло и он попал на жеребьевке на хорошее шасси и быстрый мотор?

"Скажу так – у всех все ехало одинаково и "ровно", – говорит отец картингиста. – Разрешили работать с передаточным числом, заниматься с карбюратором, можно было вносить изменения по шасси. Но в итоге все бегали друг к другу и подсматривали, а потом ехали на плюс-минус одинаковых настройках, и они работали".

Никита вместе с братом Владом и тренером-механиком Михаилом Гончариком

До решающих заездов "Гранд Финала" белорусы доезжают крайне редко – дважды в них выходил столичный гонщик Денис Славинский (в 2014-м и 2016-м), однажды там отметился могилевчанин Дмитрий Китаев (в 2014-м). Однако финишировать в этих заездах нашим ребятам пока не удавалось – то технические проблемы, то "постараются" соперники. Хороший предфинал зародил надежду, что решающий заезд Никита начнет с высокой стартовой позиции и избежит "замеса" на первых кругах. Увы, печальная белорусская традиция была продолжена:

"После предфинала мы рассчитывали на то, что будем стартовать в решающем заезде с пятой позиции. Это третий ряд стартовой решетки, еще и внутри – для финала это было бы отличное место, – рассказывает Константин Синебок. – Но организаторы сложили все дни, и мы получились 15-ми из 72-х. Это в принципе неплохо с учетом того, что у нас была пара провальных заездов по нашей вине и не только.

Получилось так, что к завершению финального заезда Никиту в буквальном смысле привезли. Мальчик из Германии уперся в карт Никиты сзади и завез его в толпу. Когда сын начал тормозить, машина не остановилась, ее подтолкнули на задние колеса карта соперника. В итоге его подкинуло в воздух и перевернуло, радиатор был поврежден, из него вытекла вода, а из бака вылился бензин. Сам Никита не пострадал, с ним все в порядке, даже не испугался. Но ехать дальше уже было невозможно".

Конечно, сход в финале после быстрых выступлений в практиках и предфинале – это не лучший итог гоночной недели. Но команда довольна темпом юного гонщика:

"Честно говоря, мы такого не ожидали! Сначала рассчитывали просто зацепиться за выход в финал. Когда начались тренировки, то поняли, что с проходом в решающий заезд проблем не возникнет. Темп был очень высокий. К нам подходили англичане из хорошей команды и открыто говорили: "Знаете, очень круто едете". Потом они начали подсматривать настройки и обходить нас стороной. При этом для себя мы ничего сверхъестественного не делали. Просто настроили карт так, чтобы Никите было комфортно ехать. Все остальное он сделал сам".

Белорусы на Grand Finals-2021, слева направо: Константин Синебок, Иван Семашко, Михаил Гончарик, Влад и Никита Синебок, Игорь Семашко

DD2: есть финиш!

Ване Семашко удалось не только выйти в финал DD2, но и увидеть в нем клетчатый флаг. Таким образом, парень из Минска стал первым белорусом, кто смог доехать до финиша решающего заезда на Grand Finals. Показал он там 28-й результат. Если Никита в младшем классе быстро нашел общий язык с новой машиной, то для Вани гонка была более сложной:

"По сравнению с шасси Intrepid и OTK, на которых я ездил в DD2, Birel на "Гранд Финале" было не очень – признается Ваня. – Тут нет сильных тормозов, как в OTK или общей стабильности и предсказуемости, как в Intrepid. Хотя я допускаю, что мы просто не смогли правильно настроить этот Birel или он не очень подходит моему стилю пилотажа.

С мотором тоже были трудности. В начале недели, когда резины на трассе было немного, все было нормально. Но когда накатали хороший слой, то начались проблемы с выходами из поворотов. Мотор просто отказался крутиться в нужном нам диапазоне оборотов. Перепробовали все настройки, но побороть данную "особенность" не удалось. У нас была очень хорошая скорость в конце прямой, но, к сожалению, на этой трассе прямые не слишком длинные, и это нам не давало практически никакого преимущества".

Кстати, о самой трассе Ваня высказался лестно – мол, понравилась, особенно когда пробовали ее сразу по приезду.

"Трасса, конечно, крутая и сложная. Хотя когда мы тренировались на прокатных картах до соревнований, она казалась простой и идеально ровной. Но когда дошло дело до боевой машины, то и кочки появились, и "непонятки" с прохождением некоторых поворотов", – иронизирует пилот.

Ваня воздержался от оценки уровня своих соперников – мол, по одной гонке это не очень объективно. "Видел много очень быстрых пилотов, у которых просто не получалось найти темп, настроить машину и т.д.", – объясняет столичный картингист. – "В целом в гонках такого плана удачная квалификация – 90% успеха. Если ее провалить, как это сделал я, то потом будет очень тяжело пробиться выше.

Как правило, в конце пелетона "обитают" пилоты менее опытные, которые едут излишне агрессивно. Они очень редко думают на перспективу всего заезда и часто им хватает того, что они тебя не пропустили. Это усугубляется особенностями трассы в Бахрейне – она очень обгонная. То есть если ты обогнал подобного пилота, он может в следующем повороте вернуть позицию, жертвуя скоростью и возможностью догнать впереди идущих. Поэтому прорываться было весьма тяжело".

Квалификация Ване действительно не удалась – в практиках он показывал время в пределах топ-23 (лучший результат – 13-й), но в контрольном заезде показал лишь 41-й результат из 72 участников. Пришлось прорываться – по итогам отборочных заездов он стал 33-м, а в финале смог отыграть позиции и доехать до 28-го места. Хотя после контакта с одним из соперников Семашко тоже мог досрочно закончить заезд – переднее колесо было близко к тому, чтобы разбортироваться.

"Чем больше ты проехал гонок, тем больше понимаешь, сколько ты еще не знаешь. Поэтому каждая новая гонка становится интересным вызовом. Для меня "Гранд Финал" стал хорошей тренировкой езды в большой группе пилотов и борьбы с ними. Также важно было не сдаваться до конца после проваленной квалификации. Да, с темпом на одном круге были проблемы, но со скоростью в гонке все было хорошо. В финале мое время было сопоставимо с пилотами из топ-10", – резюмировал белорусский участник Grand Finals в классе DD2.

К слову, карт класса DD2 мы тестировали в прошлом месяце – почитайте, если хотите узнать больше про конструкцию и максимальную скорость.

Junior: под литовским флагом

Любопытно, что на этом Grand Finals ехал еще один уроженец Беларуси. Максим Щурко еще год назад боролся со сверстниками в Стайках в классе Junior, но сейчас вместе с родителями живет в Вильнюсе, где и продолжает гоночную карьеру.

По итогам квалификации в Бахрейне Макс показал 18-е время, по результатам отборочных заездов вышел в финал с 33-го места. В решающем заезде парень смог отыграть 12 (!) мест и финишировать на 21-й позиции.

Кто выиграл?

Зачет велся в семи классах в зависимости от мощности двигателя и возраста пилотов. Впервые титул чемпиона разыгрывали на электрокартах Е20 (24 кВ, 190 Нм) – такая техника разгоняется до 135 км/ч. Список победителей во всех категориях таков:

  • Micro – Никита Любимов (Эстония)
  • Mini – Арата Эндо (Япония)
  • Junior – Томас Столцерманис (Латвия)
  • Senior – Марк Кимбер (Великобритания)
  • DD2 – Мартин Ван Левен (Нидерланды)
  • DD2 Master – Риш Морган (Франция)
  • E20 – Оскар Пелльмеле (Франция)

Перевозки автовозом в базе объявлений Автобизнеса