Мы встретились с одним из самых титулованных стантрайдеров Беларуси, побывали на тренировке Владимира Петрова и поговорили о том, что это за направление и как с ним обстоят дела в Беларуси и мире.

– С чего началось ваше увлечение мотоциклами и как это привело к стантрайдингу?

– Все началось с того, что мой отец сам ездил на мотоцикле. Потом в 13 лет он посадил меня на маленький мопед, и всё – я поехал. Где-то два года поездил по дорогам и понял, что это неинтересно. А в лет 15 узнал о трюковой езде, посмотрел, как ездят американцы, и загорелся. Тогда отец купил мне мой первый серьезный мотоцикл – Honda CBR 600 F4i. С этого начались первые шаги уже в профессиональном спорте. И в этом, конечно, родители мне очень помогали, в том числе финансово. Но тогда был вопрос в обучении. Потому что в белорусском стантрайдинге еще никого не было, приходилось тренироваться самостоятельно. Все, что у меня было, – это видео. Но я был молодой, заинтересованный, впитывал все, как губка, и довольно быстро выстрелил. Еще мне повезло в том плане, что я смог застать самый пик развития стантрайдинга в России и побывать на чемпионате России и чемпионате Восточной Европы, куда приезжали многие сильные иностранные спортсмены. Там я смог посмотреть, как они двигаются, потренироваться с ними. И сам стал соревноваться на серьезном уровне и затем побеждать их. Пару раз даже успел стать чемпионом Украины и Беларуси. Но надо понимать, что все достижения и титулы в этом спорте особой финансовой отдачи не дают. Потому что здесь ты двигаешься на своей инициативе и за свои деньги.

– В стантрайдинге вы уже 15 лет. Расскажите для тех, кто не знает, что это вообще такое и из чего состоит это направление мотоспорта?

– Стантрайдинг – это очень-очень дорого и очень-очень страшно. Потому что вы берете мощный и тяжелый мотоцикл, на котором учитесь ездить и делать трюки. Причем трюки давно всем известны: езда на заднем колесе или на переднем, отжиг резины заднего колеса, скольжение с пробуксовывающим задним колесом под наклоном и так далее. Поэтому ничего придумывать здесь не надо. Нужно только тренироваться. Но в чем сложность этого спорта и почему им мало кто занимается? Дело в том, что здесь невозможно сразу получить результат, потому что это очень сложный спорт, именно технически и физически. Например, для того, чтобы проехать на заднем колесе круги, которые я сейчас езжу очень легко, надо потратить 2–3 года жизни. А вот деньги нужно вкладывать постоянно. Вместе с этим ты постоянно падаешь и тебе постоянно больно. Из-за этого у ребят очень быстро пропадает мотивация, и они прекращают занятия. И многие уходят, так и не начав спортивную карьеру. Потому что ничего не получается, но деньги и силы уже потрачены, еще и ногу поломал.

– В чем самая большая сложность этого спорта?

– Научиться нормально ездить. Потому что потом ты уже не прилагаешь каких-то особых усилий. Ты просто все понимаешь и взвешиваешь все риски. Но еще здесь очень важно вовремя остановиться. Ведь в начале очень много падений и травм случаются из-за того, что ты не понимаешь усталости. Вроде бы чувствуешь ее, но еще хочешь кататься, и вот именно тогда происходит падение. И опять же, мотоцикл весит 200 кг, плюс у него очень большая инерция. То есть если ты не успеешь вовремя куда-то поставить ноги или они соскользнули, ты точно получишь по этим ногам. Например, я очень часто летал через мотоцикл. Особенно когда сухо, потому что ездишь на большой скорости, входишь в кураж, а силы начинают покидать.

– Какие погодные условия – самые сложные для стантрайдинга?

– Самое сложное – это сухо-мокро. То есть когда часть асфальта сухая, часть мокрая. Например, когда идет дождь, то это одинаковые условия, к которым ты быстро привыкаешь. И в этом «скользко» ты живешь и катаешься. А тут каждый сантиметр дороги разные условия...

– Чем ваши спортивные мотоциклы отличаются от обычных?

– В стантрайдинге используется тяжелый спортивный 600-кубовый либо литровый мотоцикл, который ездит 300 км/час. Но он модифицируется и подготавливается именно под этот спорт. То есть убирается пластик, устанавливаются специальные звезды и специальные тормоза, обрезается бак, чтобы мы могли на голове стоять и делать другие трюки. И такие мотоциклы исключаются из движения по обыкновенным дорогам. Они заточены только на площадку и на соревнования. Ведь там свои настройки, и после получасовой езды на нем у вас не будет ни рук, ни ног. Потому что в первую очередь это спортивный инвентарь, как в тренажерном зале гири.

– На чем сейчас тренируетесь вы?

– Сейчас я езжу на модифицированном Kawasaki 636 2013 года. Это японский мотоцикл, который не ломается и дает какой-то результат. Покупал новым, прям в коробке. И это топовый мотоцикл для стантрайдеров. А дальше все зависит от того, как ты за ним следишь. Но понятно, что если бы я ездил на соревнования как раньше, то он бы уже кончился. Просто сейчас более вялотекущие тренировки и выступления, поэтому он чувствует себя хорошо.

– Сколько стоит вход в этот мотоспорт?

– Здесь все, конечно, индивидуально. Но в среднем неплохой подготовленный мотоцикл будет стоить около $5000. И это еще самый-самый низ рынка. Если мы говорим про серьезные и конкурентоспособные аппараты, с хорошими тормозами, то там уже совсем другие цифры – ближе к $10 000. Помимо этого, каждый месяц нужно менять заднее колесо. А это $250. И это с учетом того, что человек тренируется всего лишь раз в неделю и экономично подготавливается к соревнованиям либо к шоу-программе. Другими словами, 4 раза покатался – у тебя нет колеса. С передним все немного попроще – оно меняется 2 раза в год. Еще нужно менять задние колодки. Одни стоят $150. А у нас их пять. Сюда же добавьте расходники, которые есть у обычных мотоциклов. Но если посчитать, то в среднем ежемесячные траты будут составлять примерно $400. Но, опять же, это только 4 тренировки. Если мы говорим о подготовке к соревнованиям, то там в неделю может быть 3-4 тренировки. В противном случае даже нет смысла ехать, потому что форма осталась прежней, остается только физический накат и выносливость. Поэтому, умножив, можно легко понять, что это очень дорогой спорт. И опять же, это одна из причин, почему здесь никого нет.

– Были ли моменты, когда хотелось бросить и спорт, и мотоциклы в целом?

– Нет, у меня таких мыслей вообще никогда не было. Да и трудностей с катанием тоже. Бывали, конечно, моменты, когда из-за отсутствия финансирования не получалось ездить на какие-то соревнования, но я это очень легко переживал. Тем более потом сам стал заниматься бизнесом, и появилась возможность вернуться к соревнованиям или шоу. Поэтому с мотоспортом каких-то серьезных трудностей у меня не было, либо я незаметно с ними справлялся, вот и все.

– Случались ли серьезное травмы во время тренировок/соревнований?

– Травмы в стантрайдинге с тобой всегда. Просто у одних это что-то серьезное, а у других – не очень. Лично у меня ничего серьезного не было, даже переломов. Разве что были проблемы по коленным суставам. А еще постоянные растяжения, ты вообще с ними живешь. Да и такого момента, что у тебя ничего не болит, – не бывает. Наверное, только зимой. Но здесь важно сказать, что мы ездим в защите и к безопасности в целом относимся серьезно. Например, перед самой тренировкой мы разминаемся, бегаем, делаем растяжку и затем разминаемся уже на мотоцикле. Потому что мы ездим на тяжелом 200-килограммовом мотоцикле с очень большой инерцией, из-за чего нас постоянно швыряет то вправо, то влево. Отсюда и постоянные растяжения.

– Стантрайдинг для вас сейчас – это хобби, работа или жизнь?

– Сейчас для меня это только хобби. Причем уже давным-давно, где-то лет 10. Раньше, конечно, стремился попасть на соревнования, гнался за золотыми чашками. Но это все уже прошло, медные трубы отзвенели. А все эти кубки просто красиво стоят в комнате. Конечно, у нас можно поконкурировать с кем-то, но как будто бы нет особого смысла. Но вот съездить куда-нибудь я бы не отказался. Например, на Чемпионат мира либо в Чехию или Польшу, где можно посоревноваться с «мясниками». Так называют топовых спортсменов, которые делают очень жесткие и быстрые трюки. Потому что лично мне очень медленные трюки не особо интересны. Я больше про скорость и динамику.

– Как в Беларуси обстоят дела со стантрайдингом?

– В Беларуси мы только вдвоем: я и мой товарищ Игорь, который катается со мной в команде. Есть пару молодых ребят, которых мы поддерживаем, но это все малокубатурная техника. На взрослых мотоциклах перманентно есть еще несколько человек. Но либо они не успели в свое время добиться какого-то серьезного уровня и занять какие-то места, либо относятся к стантрайдингу как мы сейчас – хобби выходного дня. Помимо этого, в Беларуси просто нет хорошей базы обучения. Если бы здесь существовали подобные мотошколы, то результат, конечно, был бы быстрее, и мотивация была бы другая у людей. Но этого ничего нет. К тому же за последние лет 5 в Беларуси не проводится никаких соревнований по стантрайдингу. Вообще. Да и раньше они организовывались людьми не из Беларуси. Чаще всего у нас просто проходили выездные этапы Чемпионата России или Восточной Европы. Но и в России сейчас этот спорт не так чтобы развивается. По сути, остались Питер и Москва. И ездить туда на соревнования тоже особо нет смысла, потому что уже много лет участвуют одни и те же фамилии и, просто посмотрев на них, ты можешь понять, какое место займешь. Потому что все знают друг друга и понимают, кто на каком уровне катается. Но в России есть Фома Калинин. Это молодой парень, который ездит на мотоцикле с самого детства. Но в целом можно сказать, что стантрайдинг как спорт у нас остановился в развитии. Все трюки известны, все спортсмены их плюс-минус умеют ездить.

– А в мире?

– В Европе какой-то прогресс есть, но как спорт по количеству трюков стантрайдинг уже почти выжат на максимум. Как и мотофристайл. То есть все, что можно было сделать, – уже сделано. Остались только сумасшедшие люди, бешеные скорости и трюки или какие-то индивидуальные трюки каждого спортсмена. Если говорить про какой-то топ, то там почти всегда были поляки. Например, Мартин Гловацкий. Еще есть литовец Арунас Гибежа, причем у него большой контракт с Red Bull. И, по сути, он единственный, кто реально на этом зарабатывает, и очень много. Ну и в целом, для понимания, по всему миру будет около 100 топовых спортсменов. Это максимум. И только по фамилиям ты уже понимаешь, кто на каком уровне. Есть в этом топе и девочки, например, француженка Сара Лезито. Она очень хорошо катается.

– Какие планы на будущий мотосезон?

– Оставаться в этом спорте, тренироваться, поддерживать себя в форме, стараться больше посещать мероприятий и шоу-программ. И все-таки хочется раскачать эту историю со спортом и попробовать привести в него молодых людей. И если кто-то заинтересуется, то мы поможем и поддержим.