Последний раз мы с мужем ездили на автомобиле по Европе в 2010 году - гнали другу Nissan Almera. Сейчас, вспоминая то путешествие, я содрогаюсь от собственной беспечности. Помню, перед выездом домой спросила брата: "Как ехать?" - "Все просто: на Эссен, потом немного проезжаете - на Ганновер, потом по прямой на Варшаву, а потом на Тересполь". Вот так, без карты и навигатора, с одной лишь бумажкой с указанием пяти-шести ключевых точек, мы поехали. Проскочили съезд с автобана, попали в Эссен в конце рабочего дня, простояли там в пробке, затем застряли на въезде в Польшу - на двухполоске, перегруженной фурами, двигаться было трудно. В Варшаве мы заблудились, потому что мост был на ремонте. Ну и стандартные 5 часов на границе - в 2010-м это было нормой.

После такого вояжа мне еще долго снилась ночная дорога и мелькающий белый разделительный пунктир.

На этот раз я предприняла все, чтобы экипироваться по максимуму: в телефоне у меня есть Google-карты, навигатор дал Леша Хвощинский, дополнительно запаслась бумажными картами Польши, Европы и Берлина и сделала распечатки маршрута, проложенного в Интернете.

Выезжать было решено в ночь на воскресенье. В три часа проснулись, в четыре выехали. По совету друзей двинули на пограничный переход "Песчатка" - он предназначен только для легковых транспортных средств граждан Беларуси и Польши.

На месте мы были в 9 утра, предварительно заправив в местечке Высокое полный бак бензина. К слову, заправка там без оператора, все нужно делать самостоятельно с помощью пластиковых карт. А что, почти Европа!

К нашей радости, в очереди стояло пять машин. Процесс шел бодро, и вскоре нас встречал польский таможенник:

- Что это у пани в коробке?

- Блинчики с творогом - детям на завтрак…

- Понимаю, что надо поесть, дорога дальняя. Станьте в стороне, покушайте, в Польшу это нельзя ввозить.

Естественно, спросонья дети не прониклись моими кулинарными талантами - часть запасов пошла в урну.

- Ой, так не можно, пан! Мы же это утилизируем! - извлеченный из урны провиант был помещен полиэтиленовый файл и запакован. А мы двинулись в путь. Всего на переход границы было потрачено 1 час 40 минут.

Навигатор уверенно прокладывал дорогу на Познань через Варшаву. Но спускаться на юг на Е30 означало бы делать крюк, к тому же муж был категорически против поездки через польскую столицу.

Ладно, навигатор мы начали "кормить в час по чайной ложке": проложили маршрут до Бельска Подляского, затем до Замброва, потом Остров Мазовецкий, Плок, в районе Кутно планировали выскочить на Е30. Честно говоря, в середине пути поняли, что сделали неудачный выбор: мы то и дело проезжали через небольшие городки и деревни - скорость движения там ограничена 70 км/ч, дорога хоть и пустая, но не очень качественная.

Так мы "тошнили" около 4 часов. Полагая, что до "платки" всего ничего, остановились пообедать.

Приведу здесь расценки местного общепита: три горячих блюда, один салат, два кофе и два чая обошлись в 53 злотых, то есть в пересчете чуть больше 12 евро. Цены вроде бы сопоставимы с нашими, а вот порции едва ли не в два раза больше.

Умиротворенные сытным обедом, мы с огорчением узнали, что немного ошиблись с поворотом, до Е30 придется ехать еще минут 40. К этому времени нетбук, транслировавший детям мультики, "сел", они начали мутузить друг друга и страдать бездельем.

- Папа! Я не хочу слушать Высоцкого!

- Мы тоже не хотели три часа слушать "Мишек Гамми". Так что теперь наша очередь.

Когда стало смеркаться, мы заметно приуныли и устали. Но тут вдруг вспомнили, что в Европе перевели время - судьба подарила нам два драгоценных часа!

На трассу Е30 въехали в четыре часа дня по местному времени. "Платка" после всего пройденного показалась нам раем! Всего до немецкой границы мы платили четырежды - получилось 68 злотых (примерно 16 евро).

В местечке Слюбице на границей с Германией решено было заправиться. Несмотря на то что польское топливо по цене не так уж сильно отличается от немецкого (примерно 1,3 евро против 1,5), на больших расстояниях разница чувствуется.

В темноте мы немного заплутали, и я решила проложить маршрут с помощью телефона. Не сразу догадалась, что функция GPS выполняется без подключения к Интернету, а прокладка маршрута - наоборот. В общем, "подсказка" дороги мне обошлась в минус 300 тысяч на счете. И это очень грустно.

Берлин обещал стать еще одним испытанием. Подруга предупредила: "Смотрите, берлинское кольцо - 200 километров. Ошибетесь - будете "пилить" долго". Нужный съезд, мы, конечно, пропустили. Но GPS-маячок вывел нас на нужную улицу другим достаточно простым путем. На место мы прибыли около девяти вечера по местному времени, проехав почти 1200 км и потратив 74 л бензина, то есть порядка 90 евро.

- Молодцы, почти не "тупили", - встретила нас подруга. Эх, Аня, все у нас впереди…

Парни давно спали, поэтому упали в расстеленную кровать, даже не поняв своего счастья. Бедняги. Если бы они знали, что половину дней из предстоящей недели они будут засыпать в машине!

Завершая эту часть своего повествования, я скажу, что на обратном пути в Беларусь мы двигались только по Е30. Все мои аплодисменты - новым польским дорогам. Отличного качества, быстрые и грамотно обустроенные - деньги Евросоюза потрачены не зря! Более того, по пути домой мы не пытались объехать Варшаву окольными тропами, а благодаря новым развязкам с четкими указателями проскочили город минут за 20, лишь в конце пути встретив пару светофоров.

Навигатор, видимо, тоже пребывал в состоянии, близком к умопомрачению.

Даже от Варшавы до Тересполя узкая старая двухполоска встречается эпизодически, а новые трассы проложены в обход Минска Мазовецкого и других мелких населенных пунктов. Да, соседи, браво! Обратный путь от Берлина до границы занял у нас 11 часов против 13, потраченных по дороге в Германию.

В ночь на 2 ноября в Тересполе было от силы 3-4 машины. Границу мы прошли за час.

Уже на белорусской территории допустили оплошность - заехали за стоп-линию.

- Куда стал? Линию не видишь? А устал - не надо за руль садиться. Надо спать в гостинице!

Родина приняла нас в свои объятия. Хорошо-то как дома!

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
Фото автора
ABW.BY