Какой он, Берлин, для человека, впервые приехавшего в этот город? Трудно сформулировать. Пожалуй, самое подходящее слово - домашний. Простой. Свободный. Здесь разрешено почти все. Может быть, даже то, что стоило бы, на наш белорусский взгляд, запретить.

- Здесь все курят и рисуют на стенах, - сказало мое старшее дитя.

Да, Вовчик, у нас такого не увидишь. На Aleksander platz кто-то, встав на ящик, машет руками и выкрикивает лозунги, польская группа рэперов здесь же исполняет свои произведения, художник мелками нарисовал провал в асфальте.

У кого-то даже не дрогнула рука покуситься на святое - на памятник Марксу и Энгельсу (кто из них, кстати, стоит, а кто сидит?). Родителю коммунизма желтой краской из баллончика пририсовали то, что мужчины прячут в трусы (фото не ставлю из соображений приличия).

Или вот картина: сидит вполне упитанный хорошо одетый парень и просит милостыню.

- Это их выбор. Он может не работать и сидеть на "социале". Без крыши над головой и еды он не останется. Хочет - пусть просит, - переворачивают мое сознание местные.

При этом если что-то запрещено, то уж ЗАПРЕЩЕНО! К примеру, я наблюдала, как эвакуатор забирал припаркованный не по правилам автомобиль, хотя хозяйка стояла с документами рядом.

- Вообще-то в Берлине нет штрафстоянок, - рассказали нам друзья. - Автомобиль просто отбуксируют на одну из соседних улиц, а местонахождение сообщают автовладельцу после уплаты штрафа.

Или, например, поездка в метро стоит недешево - 2,6 евро. Заплатили за троих (Павлику долго пришлось объяснять, почему ему снова 5 лет, а не 6), прокатились в зоопарк по прямой с десяток станций. Это стоило нам 15,6 евро. Но ездить "зайцем" в метро не советую никому: берлинцы очень гордятся своим общественным транспортом, нарушителей только что не четвертуют.

Питание в центре Берлина - это еще один повод для белоруса расплакаться. Заплатив пару раз по 3 евро за 0,5 л колы, я стала брать воду из дома. А в целом 4 простых бутерброда + 2 пива + 2 напитка обходились нам примерно в 20 евро. Было бы за что!

И это притом что в обычных магазинах цены очень вменяемые. Если, конечно, не строить из себя немцев, которые принципиально не едят продукты из несчастных животных. Несчастные - это те, кого содержат в закрытом пространстве, в клетке или стойле. Считается, что такие существа пребывают в стрессе, поедать их вредно. Разница в цене более чем двукратная.

Проведя два дня в Берлине, мы стартовали в Голландию к родственникам. Ехать нужно было через всю Германию, примерно 700 км.

На выезде из Берлина "промахнулись", но заметили это не сразу. Но все, кто ездил по немецким автобанам и этим нереально огромным развязкам, знают, что мало понять, что ты сбился с пути. Нужно еще сообразить, как вернуться. Пока мы разобрались, потеряли около получаса.

Трасса Е30, на которой мы снова оказались, полностью пересекает Германию с востока на запад. Ехать по ней непривычно. Сначала 130 км/ч кажутся суперскоростью, потом на "сотке" появляется ощущение, будто бы стоишь на месте. Именно здесь мощность автомобиля для меня открылась с новой стороны. В Беларуси на способность машины развивать скорость до 200 км/ч я смотрю как на ненужную опцию: ну может машина быстро ехать, и что с того, если быстрее 130 км/ч нельзя? Здесь же мне очень хотелось ехать если не 200, то хотя бы 160, но наш 1,3-литровый моторчик не мог совершить невозможное.

За Ганновером автопарк на дорогах поменялся: все чаще стали попадаться дорогие новые VW, Audi, Mersedes. С ревом они проносились мимо, мы с завистью смотрели им вслед. Берлинцы шутят, что дорогие машины - страсть западных немцев. Мол, там все живут одинаково, работают от звонка до звонка: проснулся и пошел на завод автомобили собирать. Единственная радость - погонять на автобане. Некоторые из автобанов даже получили названия: "Восьмерка", "Черный автобан".

И автохаусы тоже ориентированы на привлечение и удержание клиентов. Специальные программы соблазняют каждые примерно три года менять авто: сдавать прежний автомобиль в зачет и приобрести в лизинг новый. Взгляд упал на цену нового Gets - 8990 евро.

Путь наш лежал в небольшой голландский городок Wageningen. Карты Голландии в навигаторе не было, а бумажная оказалась в этом плане недостаточно подробной. В общем, ехали почти наугад и возле Архема снова ошиблись. Вот тут у штурмана, то есть у меня, нервишки сдали.

- Куда ехать, Наташа?

- Не зна-а-а-ю…

Приехали затемно.

В следующий день нам пришлось вжимать всю культурную программу - примерно так, как мы поступали с нашими сумками, впихивая их в багажник Hyundai Getz. Рождественская выставка, обзорная экскурсия по городу, голландские сыр и селедка.

Вот схематично впечатления.

- Rabbish! (что значит "мусор"), - сказал наш знакомый голландец, прохаживаясь по павильонам с невообразимо прекрасными елочными украшениями, целой вселенной заводных игрушек и чудным царством с феями и гномами. - Посмотрите, каждый год они вводят новую моду, чтобы заставлять покупать. В этом году в тренде белые и серебряные украшения.

Так-то оно так, но мы тоже купили пару шаров…

Городок Wageningen известен тем, что 5 мая 1945 года в местной гостинице был подписан акт о капитуляции между Голландией и фашисткой Германией.

Здесь высокие деревья, тихие улочки, огромные окна в домах (ощущение, будто люди живут в аквариумах) и небольшие гаражи. Их когда-то непредусмотрительно строили для машин тех лет. Примерно таких.

А вот современные "железные кони" в гаражи не вмещаются, поэтому стоят, как правило, на улице.

В центре расположилась традиционная европейская уютная площадь, пешеходная улица с рядами небольших магазинов.

Вот сюда-то мы и направляемся - за сырами и селедкой.

Голландская селедка - это что-то непередаваемое! По правилам она должна быть отловлена не больше чем сутки назад. Свежайшее, вкуснейшее угощение! Стоимостью 2 евро за штучку длиной 20 сантиметров…

Вечером мы пребывали на пике гастрономической эйфории.

- Сколько у вас бензина в баке? - спросил наш голландец перед тем, как мы на следующее утро выдвигались обратно в Берлин.

- Километров на 150…

- В Голландии бензин дороже, чем в Германии, но вы лучше залейте литров 10 на нашей территории, а то я как-то ехал по автобану чуть не с пустым баком… Страшный сон автомобилиста…

Ну это голландец залил бы, а мы ведь не голландцы. На Е30 мы выскочили быстро и вскоре были на территории Германии. Однако никто не спешил продать нам свой бензин. По спидометру в баке его оставалось на 61 км пути, когда появился указатель, что ближайшая заправка через 70 км.

Я сложила губы трубочкой и стала нервно барабанить пальцами по коленке.

- Будем съезжать с трассы, - сказал муж.

В маленьком городке Рейне мы отловили велосипедиста, и он подсказал, где можно заправиться.

Теперь мы стали опытными путешественниками и во время остановок не только ходили в туалет, но и делали зарядку.

В это время из Берлина нам стали приходить СМС: "Едьте быстрее! Пойдем на Хэллоуин!" Быстрее - хорошо сказано. Под Ганновером мы попали в такую пробку, что хоть плачь. На автобане произошла авария, 20 км мы ехали 2 часа.

Как раз в это время Вовчик попросил поиграть мой телефон и втихаря стал загружать обновления на Play Market. Младший брат вовремя сдал старшего, но загруженные ранее карты Берлина сбились, осталось лишь белое поле с маячком GPS.

Конечно, на праздник мы опоздали. Конечно, дети опять заснули в машине. Но это еще не все. Без карты Берлина найти нужный адрес оказалось непросто. В бумажном варианте у нас был только центр, распечатки оказались эпизодичными и нечитаемыми в темноте.

Ну, Вова, погоди!

Дважды мы решали ехать вперед в надежде, что попадем в центр, а в итоге опять упирались в кольцо. В общем, подруга обещала нам экскурсию по ночному Берлину с демонстрацией местных фриков, так вот мы и были в ту ночь фриками в Берлине.

К подруге мы все же добрались. Чтобы на следующий день отправиться домой - я об этом уже писала.

Была ли эта поездка настолько утомительной, как может показаться со стороны? Пожалуй, в меру. Хотя я до сих пор с трудом осознаю, что четыре дня из семи наше семейство находилось в замкнутом пространстве маленькой машины и при этом вполне мирно проводило время. По крайней мере, я узнала, кого любят мои парни, и пришла к выводу, что они в свои 6 и 7 лет молодцы. Можно брать в разведку. А еще я в своем детстве мечтала поехать куда-нибудь далеко с родителями и братом на машине. Но мы ездили только к родственникам на электричке.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
Фото автора
ABW.BY