Каждый год ГАИ и другие ведомства организуют десятки акций и профилактических мероприятий с одной только целью – снизить аварийность с участием мототранспорта. Но каждый год на дорогах происходит одно и то же. Очевидно, что одними акциями дело не исправить, поэтому Генпрокуратура (непонятно, почему именно она?) не так давно внесла свои предложения, в частности - учить мотоциклистов смолоду.

Никто не будет спорить с тем, что мотоцикл сегодня – это совсем не то, что 20 лет назад. Все это понимают, однако и методика обучения, и система получения «прав» у нас остались еще «со времен динозавров». Понятно, что необходимость перемен назрела и ситуация с аварийностью в том числе об этом свидетельствует. Но предложить и даже «узаконить» обязательное обучение кандидатов в байкеры – это еще не решение проблемы. В целом сами мотоциклисты и общество «за» обучение, и инициатива прокуратуры правильная, только бы не подкачало исполнение…

Предложение об обязательном обучении разрабатывалось коллегиально, правда, состав рабочей группы немного странный: следователи, прокуроры, сотрудники «Белтехосмотра»… Вроде как в числе разработчиков есть и представители байкерского сообщества, что обнадеживает. Собственно, на них и вся надежда. Что касается «запретить» и «ужесточить» - это у нас умеют и так, а вот как соблюсти баланс интересов и не спровоцировать обратную реакцию – с этим, как правило, большая проблема. Корреспондент аbw.by пообщался на эту тему с «действующими» мотоциклистами и кандидатами в их ряды. Кому, как не им, лучше знать о том, что нужно современным байкерам.

Мотоциклы сегодня популярны и, что немаловажно, доступны. А получение «прав» на категорию «А» является фактором, способствующим увлечению ездой на двух колесах. Если вождению легкового автомобиля нужно учиться несколько месяцев и платить за это немалую сумму, то в сравнении с этим «права» на мотоцикл, считай, достаются почти даром: сам учишься, приезжаешь в ГАИ, сдаешь теорию и черепашьим ходом - нехитрый набор практических элементов на площадке. И практика давно уже показала, что успешная сдача экзамена – это еще не подтверждение готовности к участию в дорожном движении.

Пилотирование современного спортивного или «околоспортивного» мотоцикла ничего общего со сдачей «восьмерки» в ГАИ не имеет, уверен  пресс-секретарь спортбайк-клуба RacingClan MCC BY, многолетний участник Чемпионата Беларуси по шоссейно-кольцевым мотогонкам Дмитрий Луговой. От этого и нужно отталкиваться, прорабатывая вопрос об обучении, считает он.

Уязвимые неуязвимые

- Я получил «права» на мотоцикл в 16 лет, - вспоминает Юрий. – Очень этого хотел, учил теорию, практиковался, сдал со второго раза. Ездил на папином ИЖе, в лес, по полям. Сами знаете, далеко на нем не уедешь. Свой личный мотоцикл купил в 25 лет. 250-кубовый Kawasaki Ninja. Так сказать, реализовал голубую мечту детства. Я отчетливо понимал, что Kawasaki – это не ИЖ, поэтому «дообразовывался» в Интернете: читал, как нужно правильно ездить, на что обращать внимание, как маневрировать и т.д. К тому времени я уже имел категорию «В», казалось, что никаких особых откровений быть не должно. Но нюансов оказалось много. Например, я узнал, что не стоит ездить посредине полосы, так как по центру могут валяться посторонние предметы, которые автомобили пропускают между колес. Точно так же я не знал, что в дождь нельзя ездить по дорожной разметке, потому что она очень скользкая. Но это я сам интересовался, искал информацию, потому что чувствовал, что мне не хватает знаний и навыков, а сотни людей об этом даже не задумываются, наивно полагая, что раз получили «права», то все знают. В 16 я, наверное, тоже был максималистом.

Я, конечно, не педагог и не инструктор, но считаю, что помимо каких-то базовых знаний и умений будущим мотоциклистам должны вкладывать в голову и такие жизненные вещи, которые я перечислил выше. Помимо этого, нужно воспитывать молодежь, которая почему-то думает, что у нее девять жизней, стоит только вовремя пересохраниться.

А чего хотят претенденты в байкеры? Большинство из них по понятным причинам – поскорее и без лишних затрат получить «права». С этой позиции существующая система получения «прав» (обучением назвать ее язык не поворачивается) будущих байкеров и обладателей более высоких водительских категорий вполне устраивает. Но в то же время претенденты не против учебы, лишь бы она была по делу. А посему встает другой вопрос: как это сделать?!

- Мне бы хоть так сдать, - рассказывает Виталий, готовящийся «в мотоциклисты». – Но в целях безопасности, да, нужно учить, но не «восьмерке» и проезду по доске - этим можно и самому овладеть. Для меня основная проблема - это езда по городу и управление на высоких скоростях, а для этого нужны мотодромы, большие площади. У меня есть категория «В», я хотя бы знаю, что такое город, а выпусти «чайника» в первый раз на городскую улицу – он же одуреет. Я без прав уже хорошо поездил по городу, мне обучение не нужно. И падал - знаю, как больно, знаю, что летать нельзя. Другие – нет. "Литр" - сел и поехал. Тут с «четвертушкой» вначале справиться бы.

- Чему, как ты думаешь, обязательно должны учить, если обучение все же введут?

- Как правильно проходить повороты, падать, элементы контраварийной подготовки – обязательно. У нас разве учат, что на песке нельзя тормозить передним тормозом? Нет! Но для этого нужны большие площади, чтобы было где разогнаться. И, если честно, я не совсем представляю себе систему обучения управлению мотоциклом в городе. Инструктор должен ехать сзади на другом мотоцикле или как?! Но в других странах как-то учат, я думаю, что и нам не стоит придумывать велосипед. Но в целом важно понимать, что «номинальное» обучение никому не нужно. Если они просто будут деньги брать за обучение «восьмерке» и «доске», смысла в этом нет никакого.

Чтобы не было недообучения

В плане качества подготовки водителей наша страна заметно хромает. И это не удивительно, пока мерилом благополучия в этой сфере остается процент сдачи экзамена в ГАИ с первого раза. Мнение большинства: в автошколах до сих пор просто «натаскивают» на сдачу экзамена, а дальше уже каждый «учится понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Яркое подтверждение этому – довольно высокая аварийность среди молодых водителей. И вряд ли система найдет более качественный подход к подготовке мотоциклистов.

Последнее громкое ДТП с участием мотоциклиста произошло на ул. Радиальной в Минске. Водитель мотоцикла Honda 1990 г.р., двигаясь по крайней левой полосе, не справился с управлением и столкнулся с автомашиной BMW, останавливающейся перед ним для поворота налево. Мотоциклиста выбросило на встречную полосу, он ударился о лобовое стекло Renault. Водитель автомобиля применила экстренное торможение, в результате чего молодой человек упал под колеса, а затем оказался заблокирован под Renault, столкнувшимся с грузовым МАЗом. Мотоциклист погиб.

- В принципе система заочного обучения, к которой я отношу и обучение управлению мотоциклом, во многих сферах зарекомендовала себя и работает неплохо, - считает Николай, обладатель Honda CB500 с 5-летним опытом «плотной» езды. - Если честно, я не вижу особой необходимости в каком-то специальном обучении, растянутом на несколько месяцев. Вполне достаточно просто выпустить методичку со сводом каких-то специфических знаний и провести несколько хороших практических занятий. И заниматься этим должны не теоретики, а практики, желательно действующие мотоспортсмены. Потому что самостоятельно нарабатывать навыки людям негде и не с кем.

Если же обязательное обучение введут, то, мое мнение, мотошколы должны быть организованы в каждом населенном пункте, имеющем статус города, а не так, что ребятам придется на чем-то добираться в соседний район. В принципе, можно открыть специальное «подразделение» при автошколах, обучить (или дообучить) инструкторов, купить тренировочный мотоцикл. Но опять же будет ли достаточным спрос, чтобы автошколы шли на это?

Нет условий

Как обладатель «спорта», Николай мечтает об эндуро. Его старый знакомый тоже начинал со «спорта», но недавно купил чоппера. У нас почти все начинают со спортивных мотоциклов, потому что это доступнее. Жаль только, что до эволюции сознания доживают не все.

- По уму нужно обязать проходить практические курсы и разделять «права» на подкатегории, - уверен Дмитрий Луговой. - Что-то типа, когда «со старта» получаешь допуск к 50-125-кубовым мотоциклам, через год-два езды - к 500-600 кубов, а потом техника «гиперспорт» - литр и выше. Это реальный метод охладить пыл юных байкеров, которые покупают первым 600- или 1000-кубовый спортбайк, а вот о том, чтобы научиться им управлять, не знают.

Для полноценной езды на спортбайке необходимо как минимум пройти курс контраварийной подготовки. Категория «В» не дает умения пилотировать мотоцикл, если практики нет. Если человек претендует на «права» для скутера, то да: пришел, сдал «восьмерку», поехал. Если претендуешь на большее, реальный практический курс обучения должен длится как минимум неделю. Еще нужно узаконить мотошколы с нормальными инструкторами, которые как минимум имеют опыт участия в соревнованиях, то есть практики, а не теоретики, которые за пределы своего района и выехать боятся.

- У нас есть кому этим заниматься?

- Есть. Другое дело, что негде. Нужна большая площадка типа парковки какого-нибудь гипермаркета или вроде Липок или Боровой. Но в Липках аренда очень дорогая, а Боровую собираются сносить. Заниматься негде, а обучение обязательно нужно выносить за пределы дорог общего пользования. Что касается учителей, то есть много действующих и бывших мотоспортсменов, которые могут при должной поддержке заниматься подготовкой молодежи. Но для этого нужна реальная официальная государственная программа и поддержка. Не думаю, что государство заинтересовано, чтобы пойти так далеко, но я описываю идеальный сценарий.

- Неужели причина такой высокой аварийности среди мотоциклистов кроется в том, что люди просто не умеют ездить?!

- Мощные мотоциклы провоцируют. Они очень быстро разгоняются, впрыскивая львиную долю адреналина в кровь владельцам. Но с умением правильно пройти поворот, объехать внезапно возникшее препятствие не рождаются. А тем более в сложных погодных условиях типа дождя, влажного либо загрязненного покрытия и плохого сцепления с дорогой. Ведь в мотоцикле важно, какого качества дорога, температура покрытия - слишком много факторов, которые нужно учитывать и о которых очень часто молодежь даже не знает, откручивая «ручку». Когда холодает, резина дубеет и хуже держит, при заморозках она вообще практически превращается в пластмассу. Но каждый год поздней осенью или ранней весной мы наблюдаем «отважных», бросивших вызов обстоятельствам. Я считаю, что проблема в отсутствии знаний, достаточных умений и очень часто – в неспособности прогнозировать развитие ситуации. Всему этому можно и нужно учиться. Почему-то люди, достигшие чего-то в мотоспорте, это понимают, а только-только сдавшие на «права» считают, что все и так умеют.

Не исключено, что рабочая группа под флагом Генпрокуратуры уже все придумала, расписала, а мы тут зря сотрясаем Интернет-пространство, потому что сообщение о предложенных в отношении мотоциклистов мерах сопровождалось информацией о том, что некий список уже передан на рассмотрение в Совет Министров. Содержатся ли в нем конкретные положения или пока только общие предложения, непонятно. Но очень хочется верить в то, что если инициативу поддержат, то смогут ее и грамотно реализовать, а не просто навязать людям что-то в обмен на их собственные деньги.

Елена ШЕМЕТ
ABW.BY

Фото автора, из архивов ABW.BY и из открытых источников