На днях заставила старшего сына-второклассника переписывать задание по русскому языку. Потому что, списывая три предложения, он умудрился сделать четыре ошибки, одну из которых вообще не заметил. От вида такого скопления синих закорючек у меня пар пошел из ушей.

- Вова, не надо мне подсовывать это… (далее следовало не матное, но выходящее за границы литературного русского языка слово, за которое мне до сих пор неловко)! Каждый имеет право на ошибки, но это не ошибки, а разгильдяйство! - промывала я мозг ребенку. - У нас вся страна живет так: тяп-ляп! А если бы доктор лишь бы как делал свою работу? Умер бы человек. А если бы строитель неправильно здание построил? Дом бы рухнул…

Да, у нас и доктора ошибаются, и ЧП на производствах происходят, и водителей в состоянии алкогольного опьянения в рабочее время на служебном транспорте ловят. За это их прилюдно линчуют, а судебные процессы пережевывают и смакуют несколько недель. И правильно. Поступок каждого должен быть изучен и рассмотрен полно, всесторонне, объективно и в соответствии с законодательством. Если вина (в умышленной форме или нет) установлена, лицо должно понести адекватное наказание. У нас для этого есть целая ветвь власти.

Однако среди профессий в нашей стране есть одна особая - автор нормативно-правовых документов. Кто он, этот автор, неизвестно. По всей Беларуси наберется, считай, целая армия бестелесных существ, взращенных в запутанных коридорах отечественной бюрократии. Один написал, второй подправил, третий дал рецензию, коллегиально одобрили и запустили в свободное плавание. Когда выясняется, что документ написан плохо, убытки потерпели многие организации, пострадали люди, наступившие последствия негативно сказались на бюджете, спросить за некачественно выполненную работу не с кого. То есть вред нанесен, а виновный даже премии не лишился.

Иногда ситуация доходит до маразма. Мы недавно писали о том, что 1 января 2015 года вступает в силу Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств". Соглашение, которое было подписано вскоре после техрегламента, предусматривает, что этот международный документ не может быть ужесточен и дополнен на уровне национальных законодательств. И в самом деле: зачем трем странам создавать одно законодательное пространство, если потом каждая считает себя вправе "немного подкорректировать" то, что сама же и подписала?

Для начала у нас было 4 года, чтобы разобраться с собственной базой и адаптировать ее к техрегламенту. Но бумага, как говорится, должна вылежаться.

Наконец, в октябре в спешном порядке идет согласование нового ТКП, подписывается президентский указ №551, который вносит изменения в ПДД. Не в ночь на 1 января, а на целых два с половиной месяца раньше - и на том спасибо.

В итоге что мы получаем на руки?

Читатели спрашивают: разрешена ли теперь аэрография, можно ли клеить наклейки, разрешена ли тонировка задних боковых стекол?

Ответ: не знаем. По новому техрегламенту - да, по ПДД с последними изменениями - нет. Как же так? Контроль технического состояния ТС производится как на станции техобслуживания во время прохождения техосмотра, так и органами ГАИ. Значит, одни пропустят аэрографию, а вторые - нет?

В общем, налицо, говоря простым языком, косяк. Но пока разберутся, что к чему, и выработают единую позицию, не исключено, что десяток-другой человек получат штрафы. Кто-то пойдет судиться, кто-то молча оплатит квитанцию. Но даже когда все утрясется, пострадавшим никто не возместит потери. Тем более из кармана того самого бестелесного, который недосмотрел, недодумал, не дописал.

Он снова без зазрения совести нырнет в дебри закрытых дверей и письменных запросов.

А вот одну мою знакомую маленькую девочку пришлось отпаивать успокоительным после того, как учительница ругала весь класс. Критику, направленную на все общество, она по детской неопытности восприняла как личную. Учитесь, взрослые.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY