Установка более раннего зажигания, или, точнее, поскольку в дизелях зажигания нет, а есть воспламенение от сжатия, более раннего опережения впрыска топлива, действительно позволяет улучшить пусковые свойства холодного мотора. Это обусловлено тем, что на смесеобразование - испарение топлива и его перемешивание с воздухом в дизелях, где все это происходит внутри цилиндров, - отводится очень короткий промежуток времени. Холода ухудшают условия для испарения топлива, что сказывается на качестве смесеобразования и отражается на запуске, однако ранний впрыск топлива позволяет несколько увеличить время, отводимое на смесеобразование, и этим его улучшить, что должно сделать запуск более уверенным.

Но у этой медали есть и обратная сторона. Поскольку топливо впрыскивается раньше, оно раньше и воспламеняется. Это плохо, ведь двигатель холодным работает сравнительно недолго. Когда он прогреется, вырастет противодавление на поршень, движущийся к верхней мертвой точке, а вместе с этим увеличится жесткость работы мотора. В результате деталям КШМ придется испытывать повышенные нагрузки. Помимо механических нагрузок увеличиваются также термические нагрузки, от которых в первую очередь могут пострадать острые кромки на камере сгорания и клапанах, окантовка прокладки головки блока. Кроме того, двигатель не добирает мощность, которую мог бы развить при правильно установленном угле опережения впрыска. Водитель компенсирует недобор увеличением подачи топлива, что ведет к его перерасходу. 

По этим причинам мы рекомендовали бы только проверить установку угла опережения впрыска - из-за износа деталей привода топнасоса он мог уйти в сторону более позднего, чем надо. Если это подтвердится, угол следует отрегулировать, но не более чем необходимо для соответствия с заводской установкой. Это важный параметр, который влияет на работу двигателя, его показатели и долговечность.

Для ухудшения холодного запуска есть множество других причин. Например, повлиять на запуск способно загустевшее от мороза масло. На приведенном фото видно, как сопротивляются свободному падению стального шарика масла различной вязкости. Чем гуще масло, тем труднее стартеру прокручивать коленчатый вал. Из-за этого не развиваются необходимые для уверенного запуска обороты, в результате чего двигатель может долго не "схватывать". Тот же стартер может быть виновником, если в нем износились подшипниковые втулки, из-за чего перекосился якорь, затрудняется его раскручивание.

К недостаточным пусковым оборотам непосредственное отношение имеет аккумулятор, если он разряжен, если от старости ухудшились его характеристики, если в цепи от аккумулятора к стартеру из-за окисления появилось большое сопротивление.

Обязательно нужно убедиться в работоспособности свечей накаливания, потому что их неисправность напрямую связана с ухудшением, а при сильных морозах - и вовсе с невозможностью холодного запуска.

Опять-таки уверенное воспламенение от сжатия возможно лишь при условии создания в цилиндрах в конце такта сжатия температуры, превышающей температуру самовоспламенения паров дизельного топлива. Какой будет температура, зависит от давления воздуха в цилиндрах. Если оно не достигает необходимой величины, холодный запуск становится проблематичным. Оценивают это давление по величине компрессии. Ее тоже нужно проверить. Компрессия становится недостаточной в случае износа поршневых колец и стенок цилиндров.

И это еще не все, из-за чего способен ухудшиться холодный запуск, однако мы рекомендовали бы начинать с проверки состояния аккумулятора, свечей накаливания и компрессии и только после этого переходить к проверке угла опережения впрыска и его изменению при необходимости.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора

ABW.BY

У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы - результат вы увидите на сайте abw.by. Присылайте вопросы на адрес vopros@abw.by и следите за сайтом

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!