В редакцию abw.by пришло очередное письмо от читателя, клиента электронной системы платных дорог, которому тоже есть что рассказать:

"В последнее время вы опубликовали несколько статей Натальи Журавлевич по вопросам, возникающим у перевозчиков при проезде платных дорог и взаимодействии с системой оплаты дорог BelToll. В них отмечалось, что программа, по которой производится расчет платы за проезд, сырая, совершенно непрозрачная для владельцев грузовых автомобилей. Поэтому во многих случаях водители не могут рассчитать самостоятельно плату при проезде по платным дорогам. 

Я, индивидуальный предприниматель Цырульников Александр Николаевич, работаю на эвакуаторе, и для меня этот момент особенно важен, так как мне приходится включать плату за дороги в стоимость эвакуации и объяснять моим клиентам, как рассчитывается эта сумма.

Последний случай показал, что претензии пользователей к системе BelToll совершенно обоснованы, и abw.by, и пользователи платных дорог справедливо требуют от BelToll подробной информации о том, как работает программа, взимающая плату за проезд. Потому что это, уж извините, узаконенный грабеж.

4 апреля я вез автомобиль на эвакуаторе. Дорогу указывал сам владелец автомобиля, который ехал впереди на другом легковом автомобиле. Мы выехали из Минска по слуцкой трассе, которая не входит в список платных дорог. Через 11 км мы повернули направо и выехали на платную магистраль М1. Сразу же пересекли рамку системы оплаты дорог BelToll, а через 2 км съехали с М1, повернув направо, в деревню Курковичи. Здесь я разгрузил эвакуатор и, не возвращаясь на трассу М1, через Самохваловичи выехал на слуцкую трассу и вернулся в Минск. Таким образом, я проехал по платной магистрали М1 всего 2 км, при этом пересек только одну рамку. 

При расчете с клиентом за эвакуацию его автомобиля я не смог мотивированно рассчитать плату за пользование платным участком длиной 2 км при пересечении только одной рамки. Клиент настаивал, что сумма для эвакуатора с двумя осями равна 2 км, умноженные на 0,09 евро, то есть 3000 рублей. Если бы я пресек две и более рамок системы BelToll, то расчет стоимости проезда был бы более понятным для меня и моего клиента.

Вечером, войдя в личный кабинет на сайте BelToll, я с удивлением обнаружил, что с моего счета за эту поездку снято 34.050 рублей, что приблизительно соответствует плате за проезд по платному участку длиной 25 км! В распечатке детализации платежа за 4 апреля хорошо видно и то, что мой автомобиль пересек только одну рамку системы BelToll, и размер списанных с моего счета средств. 

Мною, индивидуальным предпринимателем, владельцем автомобиля-эвакуатора, заключен договор пользования платной дорогой, который определяет способ и порядок оплаты (п.11 гл.6): "Размер платы за проезд по платной дороге определяется как произведение тарифа платы за один километр, установленного Минтрансом для соответствующей категории транспортного средства, и протяженности расчетного сегмента в километрах".

Таким образом, программа системы BelToll неправильно определила протяженность расчетного сегмента при пересечении только одной рамки, причем погрешность при выставлении стоимости оплаты не 5%, не 100%, а более 1000%! То есть списанная со счета сумма превышает реальную более чем в 10 раз!

В соответствии со статьей 19 Закона РБ "О защите прав потребителя" в случае оказания услуги ненадлежащего качества потребитель может требовать возврата платы за услугу.

Кроме того, считаю, что имеются признаки нарушения статьи 18 Закона "Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя". Если программа системы BelToll не может точно определить фактический сегмент проезда по платной дороге при пересечении только одной рамки, то она не может брать плату как за проезд через неизвестно как определенный расчетный сегмент. 

В соответствии с изложенным намерен требовать вернуть на мой счет незаконно списанные денежные средства за оказание услуг ненадлежащего качества, о чем и направил соответствующую претензию на адрес компании-оператора.

В заключение отмечу, что работаю на эвакуаторе категории "С" уже 7 лет. Когда перевозишь автомобиль, беседа с владельцем перевозимого авто почти всегда идет на автомобильные темы. Из опыта последних лет могу сказать, что особенно негативно владельцы автомобилей высказываются по двум вопросам: о необходимости оплаты дорог по системе BelToll, когда их машина перевозится эвакуатором категории "С", и необходимости оплачивать дорожный сбор при прохождении техосмотра. Наших граждан сильно задевает то, что наши дороги построены еще при СССР, то есть за наши с вами деньги, а теперь государство сдирает с владельцев автомобилей "плату за пользование дорогами", аргументируя это тем, что многие государства Европы берут такую же плату. При этом умалчивается тот факт, что для дорог, построенных ранее, плата за пользование взимается только для машин, зарегистрированных в других государствах. Для своих граждан плата за пользование дорогами берется только при проезде по вновь построенным дорогам. Инвесторы, вложив деньги в строительство новых высокоскоростных дорог повышенного стандарта качества, при взятии платы за пользование такими участками дорог компенсируют вложенные средства и получают законную прибыль. При этом такие платные участки дорог строятся параллельно уже имеющимся старым участкам, а каждый водитель сам решает, по какому участку дороги он поедет. Вот и Германия объявила о том, что с 2016 года будет брать плату за проезд по ее автобанам. Но забота о своих гражданах у них главное, поэтому плата за пользование автобанами будет взиматься только с автомобилей, зарегистрированных в ДРУГИХ государствах! Вот настоящий пример социальной ориентированности государства.

С уважением, Цырульников А.Н."

Мы с интересом дождемся окончания этой истории и узнаем, удалось ли Александру Николаевичу вернуть излишне списанные деньги за проезд по платным дорогам. 

Подготовила Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY