Вот смотрите: как десять лет назад весной в +10-12°С у меня дома батареи "жарили", так и в 2013 году они продолжали греть тогда, когда не нужно. Как было для европейцев посещение Беларуси чем-то сложным и непонятным, так и осталось (чемпионат мира по хоккею не в счет, мы и вправду отработали его "гостеприимно"). Вот лишь на молодежь в 2015 году одна надежда… 

Поэтому предлагаю 2016-й объявить годом транзита. Так мы по крайней мере признаем, что Беларусь, которая с транзита должна неплохо жить, год за годом упускает возможность стать настоящим перевалочным пунктом товаров, услуг, денежных потоков. Так мы хотя бы проблему зафиксируем и объявим о ней. Потому что зачастую о проблемах у нас принято молчать.

Совсем недавно мы писали о том, как непросто живется сейчас белорусским перевозчикам: почти нулевая рентабельность, фактический запрет на каботажные перевозки, штрафы и т.д. Кстати, как ни странно, но в целом довольно узкая тема, интересная разве что специалистам, читалась на ура и простыми пользователями. Значит, и вправду не все в порядке с перевозками, значит, и простых людей это волнует. Но Наташа Журавлевич была очень корректна, даже слишком. Потому что я знаю, что на конференции, проводимой в рамках ежегодной специализированной выставки Ассоциации "БАМАП", должны были обсуждаться проблемы и перспективы автомобильных перевозок в условиях функционирования ЕАЭС, а по факту этому уделили совсем немного времени в виде двух-трех вопросов после докладов - вначале выступили представители разных коммерческих компаний и рассказали, какой у них замечательный товар. Ребята, проблем - тьма, давайте сообща бить во все колокола!

А конфискация товара на границе? Ведь белорусские стражи границы уже стали притчей во языцех: "узаконенный рэкет", "грабеж с санкции государства", "европейское Сомали" - чего только не услышишь от иностранных перевозчиков! Институт неустановленного лица (гл.14 КоАП) вообще явление забавное. Если вкратце, то за правонарушения (реальные или мнимые, умышленные или без злого умысла) отвечает грузоперевозчик - именно у него конфискуют товар, технику и т.д. При этом грузоотправитель, являющийся владельцем товара, вообще не является участником административного процесса и не имеет права выступать в нем. Нет у него и права обжаловать судебное решение о конфискации груза. Такого нет больше нигде. Кстати, именно по такой схеме и был конфискован самый дорогой в истории Беларуси автомобиль - Rolls-Royce Wraith, оцененный в 235 тыс. долларов. Кому интересно, может ознакомиться с результатами круглого стола на тему конфискации в административном процессе, который состоялся еще летом 2011 года. Или почитать о том, какой образ Беларуси из-за этого самого «неустановленного лица» формируется в зарубежной прессе. 

В одно из прошлых "обострений" перевозчики даже получали заявки с особым специальным условием "не через Беларусь". Еще несколько эпизодов, подобных тому, что произошло с калининградскими телевизорами, и такие заявки станут нормой. 

И вправду Беларусь - транзитная страна. Но складывается впечатление, что и основная прибыль минует нашу страну транзитом, а мы и не против.

Алексей ХВОЩИНСКИЙ
ABW.BY