Мне хочется обнять того человека, который это придумал, и спросить: родной, ну где же ты был, когда однажды давным-давно прицепом, груженным десятком мешков с бульбой, доставленной с поля, вот так же сдавая назад в деревенский тупичок, я чуть не выломал фаркоп вместе с бампером и не снес пару пролетов забора?!

Теперь же одну из самых непростых процедур для автолюбителя, не обладающего навыками и опытом профессионального водителя, можно безопасно и быстро выполнить с помощью одного лишь планшета или смартфона! Просто касаешься символа автомобиля на экране - и машина едет вперед, отнимаешь палец - останавливается, дотрагиваешься до символа прицепа - тандем поехал задним ходом.

Но дело в том, что его ответ я знаю заранее: каждому овощу - свое время! И судя по тому, что помимо системы Smart trailer parking довелось увидеть и опробовать на испытательном полигоне компании Robert Bosch GmbH в Боксберге, автомобильный мир на подходе к поистине революционным переменам.

Видите надпись Automated driving на борту этого BMW? Все просто: такая "трешка" может не только сама парковаться, но и вовсе способна ездить по дорогам общего пользования самостоятельно.

И эта Tesla тоже запросто обходится без водителя, хотя, как видим, руль и педали у нее есть. Однако чувствуете, братцы, как под нами зашатался трон, а корона начала сваливаться куда-то набок? BMW и Tesla водитель уже не нужен, а скоро он не станет нужным и другим автомобилям.

Но когда это "скоро" наступит? Какие выгоды сулит превращение водителя в пассажира и делегирование всей ответственности за вождение самому автомобилю? Об этом мы узнали в ходе брифинга, который предварял показ новой техники и проводился в технологических боксах полигона, временно превращенных в конференц-зал.

По мнению руководителей подразделения "Решения для мобильности" Bosch, большинство ключевых технических проблем, связанных с автоматизированным вождением, будет решено к концу десятилетия. А главным побудительным мотивом отстранить водителя от управления, передав его полномочия автоматике, была и остается безопасность. По оценке ООН каждый год около 1,3 млн человек по всему миру погибает в автомобильных катастрофах, при этом в 90% случаев инциденты обусловлены ошибками водителей.

Как заверили представители Bosch, благодаря автоматизации можно устранить основную причину трагедий - человеческий фактор. Это и было основной мотивацией для двух команд Bosch, уже четыре года работающих над автоматизированным вождением в Абштате (Германия) и в Пало-Альто (Силиконовая долина). Всего же в работах задействовано около 2000 сотрудников компании по всему миру. М-да, попробуй найти среди них того, с кем мне так хотелось обняться! 

Однако, несмотря на то что в секции Automated полигона для демонстрации сделанного была представлена по меньшей мере дюжина автомобилей разных марок, оснащенных системами, способными самостоятельно тормозить перед препятствием, появившимся на пути, возвращать на свою полосу машину, вильнувшую, когда водитель отвлекся, выбирать и занимать свободное место на парковке и так далее, не все из них могут выезжать на дороги общего пользования. 

Существуют правовые препоны в виде Венской конвенции 1968 года, которая гласит, что водители в любых ситуациях должны сохранять контроль над своими транспортными средствами. То есть, управляя автомобилем с помощью одного лишь планшета, я нарушал упомянутую конвенцию, ибо в соответствии с ней автоматизированное вождение в настоящее время находится вне закона. Нет сомнений, что рано или поздно правовая база будет изменена, ведь на кону безопасность, но эта ситуация в очередной раз показывает, как часто вовсе не технические возможности, а законодательство определяет, каким автомобилю быть.

Главным же подтверждением роли законодательных актов в развитии автомобильных технологий была секция Electrified, где Bosch показывал свои наработки на ниве решения непростой задачи, поставленной парламентариями ЕС, - к концу 2020 года снизить выбросы углекислого газа автомобилями до 95 г/км.

Моделей всяких мастей тут и вовсе было около двух с половиной десятков. Кстати, не все из них являлись электрическими или гибридными, как можно было подумать из названия секции. Например, на Maserati Ghibli, Citroёn DS3 Coupe и Fiat 500X демонстрировалась технология Clean diesel, на Ford Mustang и Mercedes-Benz E400 - Gasoline direct injection, а на Audi A3 g-tron - Compressed natural gas. Дело в том, что по прогнозам Bosch в 2025 году лишь около 15% всех новых транспортных средств, построенных по всему миру, будут в той или иной степени электрифицированы, но большинство останется по-прежнему лишь одного "внутреннего сгорания".

В первую очередь, по мнению специалистов немецкой компании, электрификация затронет внедорожники и крупноразмерные легковые автомобили, но чем меньше машина, тем проще довести количество выбрасываемого ею углекислого газа до нормативного требования без использования электропривода. Как заявил Рольф Буландер, член совета правления Robert Bosch GmbH и глава подразделения "Решения для мобильности", дизель - ключевая технология для достижения целевых показателей выбросов СО2, особенно в Европе.

Тем не менее без частичной или полной электрификации не обойтись, когда законодателям покажется, что и 95 г/км - это много. Готовность встретить новые законодательные инициативы во всеоружии, как о том говорилось, демонстрировалась на самых разных автомобилях.

Например, был среди них VW LX1 - дизельный гибрид с расходом топлива 1 л/100 км. Чтобы узнать, чем придется пожертвовать ради такой небывалой экономичности, этот автомобиль был мной протестирован на дорогах полигона, так что подробный рассказ о нем у меня в "загашнике".

Или Porsche 918 Spyder…

… с таким любопытным видом под крышкой топливного бака. Каково ездить в суперкаре на одной электротяге, я тоже планирую рассказать.

Однако невозможно объять необъятное, поэтому для более подробного изучения и ездового тестирования из моделей, представленных в секции Electrified, была выбрана еще лишь одна - BMW, но не Automated driving, о которой говорилось выше, а i3 eDrive. Получится найти время - будет рассказ и о ней, так что следите за сайтом! Да и Automated driving от меня не ушел, а значит, когда-нибудь побеседуем и об автоматическом вождении, ибо оно в прямом смысле этого слова должно перевернуть автомобильный мир с ног на голову.

Из других подробностей отмечу, что существовала и сравнительно малочисленная третья секция - Connected, в которой рассматривалось, как автомобиль превращается в активную часть Интернета.

Наконец, часть боксов, где проходила пресс-конференция, была отведена под демонстрацию автомобильных компонентов. В частности, здесь можно было познакомиться с тем самым "рулевым", который и крутил руль в автомобиле, пока я одним пальцем гонял вперед-назад тягач с прицепом.

А это макет Denoxtronic - системы, которая должна обеспечить выхлопу дизельных двигателей необычайную чистоту.

И, конечно, как же обойтись без электропривода, ведь это именно к нему рано или поздно скатится автомобильный мир. А хорошо это или плохо - тема для совсем другого рассказа. 

Сергей БОЯРСКИХ
Фото и видео автора
ABW.BY
Минск - Боксберг - Минск