К примеру, талон к водительскому удостоверению. С тех пор как у каждого дежурного инспектора ГАИ появилась возможность оперативно получать информацию из базы правонарушений, талон потерял всякую смысловую нагрузку. Однако по ПДД водитель обязан предъявить его инспектору, за отсутствие - штраф. Почему? В чем заключается проступок? Как это влияет на безопасность движения или административный процесс? Никто не понимает, а на "выходе" мы получаем другое: есть закон и есть жизнь, и они никак не связаны.

На "почве" таких формальностей вырастает целое мировоззрение. О том, что можно "по закону", а можно "по совести". На этой разнице (все равно что на курсе рубля) умело играют спекулянты общественными ценностями. И не надо говорить, будто такие люди есть только при власти!

Вот два показательных примера.

Некоторое время назад мне пришлось отвечать на вопрос читателя, который вместо сына оплатил штраф. То есть имя плательщика не совпало с именем привлеченного к ответственности. Формальность, но квитанцию у сына не приняли: как же так, взыскание исполнил не тот, кто совершил правонарушение! Ужас! Штраф пришлось платить заново, а отцу - писать заявление о возвращении внесенной суммы.

Самое интересное, что при "справедливом" подходе на такие моменты закрывают глаза и просто принимают квитанции. Тогда получается вроде как незаконно, но зато понятно. Без ломки, обиды и унижения.

А теперь другой случай, попавшийся мне на глаза пару дней назад. Телеканал СТВ рассказал про водителя, который решил, что имеет право поворачивать с трамвайных путей налево там, где установленными знаками движение разрешено только прямо и направо. По мнению водителя, знак указывает, как двигаться по первой и второй полосам. А про трамвайную - третью - ничего не сказано. Значит, по ней можно ехать налево. Формально - может быть. Здесь есть о чем поспорить и где поковыряться. Однако, исходя из здравого смысла, это как минимум глупо и опасно: движение налево закрывается неспроста, нарушение запрета создаст или "пробку" в попутном направлении, или аварийную ситуацию на "встречке". Не считая того, что доказывать свою правоту трамваю, как бы это сказать помягче, бесперспективно, что ли…

Но чем больше формалистов становится среди чиновников, тем шире их ряды среди граждан. Ах вы так? Ну и мы так же! Подайте нам жалобную книгу! Официальные извинения! Огласка! Такая "рукопашная" распространилась во все сферы и начала приобретать неадекватные объемы. И стало понятно, что бесконечно это продолжаться не может.

Поздравляю, дорогие сограждане. На днях мы перешли на следующий этап нашего развития. Государство включило административный ресурс и, внеся изменения в законодательство по обращениям граждан, указало жалобщикам их место: когда можно не принимать заявления, когда можно отказать, когда можно не отвечать. Понятно, что в сто десятый раз переписываться с теми, кто мается от безделья, непродуктивно и трудозатратно. Но как быть с теми, кто по делу пытается пробить бюрократическую стену, кто никогда по своей воле не стал бы ходить по кабинетам и отправлять десятками заказные письма, не произойди в его жизни какая-то неразрешимая проблема?

Как-как?

Рассмотреть их жалобы "по закону".

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY