Машина-зверь!

- Поедешь на Sierra в экономтесте… - то ли сказал, то ли спросил, то ли даже попросил Алексей Хвощинский. 

По всей видимости, он понимал, что заставлять в таких случаях нельзя, можно лишь рассчитывать на авантюризм ближнего.

- Поеду, - успокоил я коллегу. 

В принципе я представлял, на что подписываюсь: был у меня в свое время похожий "корч" "для души", до сих пор с улыбкой вспоминаю наши с ним приключения. 

И по этой же причине сразу переложил в Ford два ящика с инструментом, набор "всякого" (WD40, армированный скотч, проволока, трос и т.д.) и спецовку. Все это кинул в салон, так как багажник был занят: газовый баллон, старый бензобак, зачем-то еще и канистра. Будь экономтест на запас хода, Sierra, безусловно, "порвала" бы всех!

Утро ответственного дня началось с "танцев". Пытаюсь завести двигатель, а в ответ - тишина: реле щелкнуло, и на этом все. Похоже, где-то контакт пропал. Тяну рукоятку, чтобы открыть капот, - рвется тросик замка… Боже ты мой, как все это знакомо! Тяну тросик плоскогубцами, под капотом "прохожусь" по всем главным контактам - стартер заработал! Но двигатель пока не хочет запускаться. Ну что, Sierra, тогда "с толкача"? Одумалась, завелась сама. Погнали!

Нет, вообще машина-зверь! Большая и просторная, ход плавный, руль острый (а теперь еще и с работающим усилителем). Но на тормоза надо давить с хорошим усилием, ведь новый старый "вакуумник" не подошел, а "родной" нещадно травит воздух: тормозишь, а в ответ - шипение! В общем, нажимаю на педаль изо всех сил, а заодно подруливаю: при замедлении из-за разбитого сайлент-блока машину тянет влево.

Но вообще жить можно, если окошко открыть. Без этого никак: выпускная система "не совсем герметична", газы в салон идут. Вентилятор "печки", кстати, работает только в одном, довольно шумном, режиме. Но ведь работает! Например, клаксона и "ручника" вообще нет. Я начинаю превратно понимать смысл фразы "как для себя"! 

Но машинка едет! Двигатель тянет, после регулировки карбюратора топливо ведрами уже не "жрет" (хотелось бы верить!). Наконец, вместо 5-литровой канистры под капотом у нас теперь полноценный бензобак. В общем, мы рассчитываем побороться с другими участниками экономтеста. Хотя бы вот с этим…

Мы - это я и мой штурман Данила Долматов. Он, кажется, еще не понял, во что вляпался, но я не спешу его расстраивать: пусть обо всех сюрпризах узнаёт постепенно! Для начала отдаю ему лишний бензобак…

А сам восстанавливаю аэродинамику нашего "болида". Ведь на расход топлива влияет буквально любая мелочь

Вот и заправка - дело ответственное. По правилам экономтеста нужно заливать бензин "до горлышка". Сначала заправляемся до отсечки, а затем понемножку…

- Ой, льется, льется! - кричат соперники, увидев стремительно капающий снизу бензин. 

Топливо сочится через шланг системы вентиляции, так что заправку приходится досрочно прекратить, рядом не курить, огнетушитель наготове держать.

От колонки до площадки катимся в ручном режиме. Но вовсе не из-за пожарной безопасности - мы пытаемся сэкономить топливо на любой мелочи!

На старт, внимание… Мы срываемся с места первыми! Идея проста: как можно быстрее разогнаться до нашей крейсерской скорости 80 км/ч и по возможности придерживаться ее на всем пути. Кроме населенных пунктов, разумеется.

Это непросто! Во-первых, затяжные подъемы, на которых скорость падает, а добавлять "газ" ой как не хочется! Во-вторых, попутный транспорт: некоторые водители предпочитают ехать еще медленнее - тоже экономят?

Тахометра нет, так что о том, на каких именно оборотах работает двигатель, остается только догадываться. Зато благодаря "облегченному" выпуску легко отслеживать, работает мотор под нагрузкой или нет. О мгновенном расходе топлива остается только догадываться. Равно как и о его количестве: стрелка указателя то оживает, то умирает. Ладно, если что, канистра в багажнике.

- Умели же раньше делать! - говорю Даниле.
- Вещь! - соглашается он. 
- Сложно сказать, что именно, но есть в старых машинах что-то такое, что…

Дынц! Тук-тук-тук-тук-тук… Первая мысль: спустило переднее колесо, диск стучит по асфальту. Останавливаемся и убеждаемся, что дело гораздо хуже. С колесами все в порядке, значит, проблема в другом. 

- Правое колесо горячее, наверное, с тормозами проблема, - замечает Долматов. 

Надо снимать колесо, проверять. А домкрата нет! Равно как и знака аварийной остановки. О запчастях и говорить не приходится (кто же знает, что может отвалиться у нашей "ласточки"?). 

Домкрат получаем от Алексея Хвощинского (он как раз проезжал по трассе, сопровождая участников по маршруту), ну а дальше - все сами. С тормозами вроде все нормально: колодки практически новые и целые (было опасение, что сорвало одну из накладок), их не перекосило, на направляющих не заклинило. На всякий случай "расшевеливаем" их, ставим колесо на место…

И только сейчас понимаем масштаб бедствия! Колесо беспомощно болтается, а это значит, что разрушился ступичный подшипник. Произошло это совершенно внезапно, ведь никаких характерных шумов он не издавал. 

У нас сход. Проехав всего треть дистанции, Sierra застыла в 70 км от Минска на витебской трассе. Ее даже на буксир не возьмешь. Так что только эвакуатор. Или…

Мы припарковали машину рядом с кафе. Чтобы не привлекать лишнего внимания, сняли наклейки экономтеста, на всякий случай скинули клемму с аккумулятора и закрыли все, что можно. Прощай, Sierra, мы ведь тебя уже почти полюбили!

Возвращение

- Смотри-ка, она еще стоит! На своих колесах! Целая! 

Спустя пять дней мы вернулись, чтобы отремонтировать автомобиль и закончить наш маршрут. Интересно же узнать, какой результат показала бы Sierra в экономтесте, доберись она до финиша. 

Наш технический эксперт Саша прихватил с собой инструмент, старую новую ступицу и съемники - все должно получиться! Собственно снять-поставить ступицу несложно. Весь вопрос в том, чтобы "дался" крепеж. 

На удивление пыльники шаровой опоры и наконечника целые. Но у опоры уже имеется люфт, а наконечник еще походит. 

Наши опасения напрасны: старая ступица снимается, шпильки перебиваются, взятая запчасть подходит без проблем. Ура, мы снова в гонке!

Сашу оставляю дежурить на месте, а сам продолжаю прерванный маршрут. Правда, уже в гордом одиночестве, без штурмана. Что там ехать до тех Докшиц!

В Бегомле делаю короткую остановку для контрольного снимка - такую фотографию на фоне самолета должны были сделать все участники экономтеста. 

По пути в Докшицы думаю о том, что без штурмана Sierra стала легче на 70 кг и это - хорошая компенсация за те остановки, которые мы были вынуждены совершать из-за технических проблем. Один "холодный пуск" сегодня чего стоил!

Но будь со мной Данила, он наверняка бы изучил легенду чуть внимательнее и не допустил бы той грубой ошибки, что я. Оставшись без штурмана, я, как любой уважающий себя раллийный пилот, умудрился "накосячить" на ровном месте и проскочил "разворотную точку" на добрых 5 км! Компенсировать перепробег в 10 км уже невозможно. Правда, и на эту самую точку я приехал на пять суток позже всех остальных…

Обратный путь уложился в 2-часовой лимит и не был ничем примечателен: обошлось без сюрпризов и новых поломок. Старался держать верные 80 км/ч и никому не мешать, принимая правее. 

Тем сильнее раздражали соседи по потоку, резко возникающие перед тобой и заставляющие снижать скорость. Ребята, у меня же экономтест, мне тормозить крайне нежелательно! Ну а если начистоту, то и остановочный путь, если что, будет не таким уж коротким: усилителя тормозов нет, машину влево тянет. И вообще после этого путешествия я зарекся приближаться на дороге к старым машинам: кто знает, что у этих "старичков" не работает….

Вот и финиш! Та же самая заправка, с которой мы стартовали пять дней назад, та же колонка, на которой мы тогда заправлялись до отсечки. Точно так же, до первого щелчка, я заливаю топливо и сейчас, убеждаясь, что после этого бензин опять начинает сочиться через шланг системы вентиляции (огнетушитель наготове). Точность результата, конечно, будет под сомнением, но интересно, какие цифры увижу на колонке?

23,32 литра, что при пробеге 294 км означает 7,9 л/ 100 км пути. И это с учетом тотальной экономии, но при нескольких вынужденных остановках и 10-километровом "крюке". Напомню, что победитель экономтеста израсходовал на этом маршруте всего 13,62 л. Правда, мы все равно не последние! Ведь UAZ Patriot "скушал" 29,65 л. А еще не забудем про штрафы. Два раза при заправке я допустил пролив топлива, а это +200 г. Более того, на финиш первого отрезка я опоздал на пять суток, а это 7200 минут, или 720 л "штрафного" бензина! Но если уж мы взялись за цифры, давайте вспомним, что наша Sierra стоит в 50 раз меньше машины-победителя. За эту разницу можно купить вдоволь топлива!

Тем не менее следует признать, что старый автомобиль, увы, не так экономичен, как современная техника. Используя приемы экономичного вождения, мы едва вписались в 8 л/100 в трассовом режиме. Ну а главное - в первой же дальней поездке Sierra продемонстрировала строптивый характер: то клемма отойдет, то тросик порвется, то ступичный подшипник разрушится. Да, все эти проблемы мы устраним. Но опыт общения со "старичками" подсказывает: процесс доведения до ума будет бесконечным. Или же будет продолжаться до тех пор, пока мы не обновим нашу "ласточку" полностью, по кругу. Так что самое интересное еще впереди!

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора, Ольги-Анны КАНАШИЦ и Аркадия СОБОЛЕВА
ABW.BY 

Материалы спецпроекта "Автоконфискат"

Часть 1. Найти "конфетку" за 200 долларов в куче хлама 

Часть 2. "Тыщ! Продано!", или Как мы участвовали в аукционе 

Часть 3. Поедет ли Ford Sierra за 200 долларов? (+ видеоблог)

Часть 4. Теперь она наша - от и до! 

Часть 5. Восстанавливаем Sierra за $200 "как для себя"