Мы встретились на ж/д станции Лошица в Октябрьском районе и решили пройтись по местам, которые были возведены с помощью гусеничного крана РДК-25. Нашему герою 68 лет, и чем-то он напоминает доброго дедушку, который делится с внуком историями прошлого. И, как маленького сорванца, меня завораживают рассказы, связанные с опасностью.

«И кран падал, и с рельсов сходил…»

За почти полвека работы Василий Антонович сталкивался со всяким. При работе крана самое страшное его падение. Когда эта махина весом несколько десятков тонн стремительно летит на головы людей, каски, как понимаете, не спасают. А такое тоже случается.

– Обычно это происходит по вине крановщика: отключают предохранитель грузоподъемности по разным соображениям, что нередко приводит к его перегрузу. Могут не поставить «тупики» (устройство, которое препятствует движению крана за границы рабочей зоны) либо работать при ветре быстрее 12,5 м/c. Бывали несчастные случаи: и кран падал, и с рельсов сходил. Мы как-то облагораживали Лошицкий парк, и моя коллега «взяла» слишком тяжелую бочку цемента. Кран накренился и рухнул, крановщица получила травму, которая не позволила ей дальше продолжать работу. Но, слава богу, все живы остались.

– А крановщик несет материальную ответственность за поломку крана?

– Обычно руководство оценивает ущерб и налагает штраф на машиниста в случае нарушений с его стороны. Выплаты могут достигать 100 и 200 тыс. рублей, но я примерно говорю, мне сложно приводить конкретные цифры, со мной, тьфу-тьфу, такого не случалось.

Мы останавливаемся, чтобы посмотреть на больницу скорой помощи по улице Кижеватова. Дважды ветеран труда Василий Антонович делится, как еще в прошлом столетии помогал в реконструкции здания. А я наблюдаю, как десятки пациентов входят в него с надеждой получить помощь. И ведь за свою жизнь «мой» дедушка успел возвести не одну больницу.

«Музей ВОВ построил, а сам ни разу там не был»

В 1980 году Минск принимал футбольный турнир ХХII Летней Олимпиады. К этому событию за два года начали реконструкцию стадиона «Динамо». Башенный кран поставить было нельзя: под футбольным полем находились подвалы и бомбоубежище. Поэтому настилали шпалы и ставили маленький, но грузоподъемный «тяжеловес». Тогда еще молодой специалист Вася только набирался опыта. Со страхом, но сильным желанием поднимал бетон метр за метром.

– Впоследствии принимал участие в заключительной реконструкции стадиона, которая началась в 2012 году. Также помогал строить «Республиканский клинический медицинский центр» Управления делами Президента. Помню, как в 1986 году начинали возведение Дворца Республики. На проспекте Победителей мы командой поставили обелиск «Минск – город-герой». Кстати, музей ВОВ также мы строили. Забавно, ни разу там не был, зато дети его посетили. А так я много зданий построил в Лошице: детские сады, школы, поликлиники, больницы, жилые дома до 5 этажей. Были в моей карьере и высотные сооружения, но там я помогал с первыми ярусами, а после ставили башенный кран и нас отправляли на другую точку.

Двери поезда метро, на котором мы ехали, открылись, диктор произнес привычное: «Станцыя метро “Плошча Леніна”». А Василий Антонович неожиданно тихо сказал:

– Каждый раз, проезжая эту станцию, накатывает ностальгия.

Почему?

– Я ведь построил эту станцию. Там, где сейчас автобусная остановка «Ленина», стоял мой кран. Строить метро – отдельное мастерство, потому что ты опускаешь груз вниз, не видя стропальщика, который его принимает. И так 8 часов каждый день приходится работать. Я также строил станцию «Спортивная». Вагонетками вывозили землю, загружали в большую бадью, а мне необходимо было ее доставать.

«Если соблюдать технику безопасности тебя не любят на стройке»

Крановщик должен быть психологом, хотя бы на самом базовом уровне. Ведь приходится находить общий язык с людьми, у которых другой взгляд на твою работу.

– Надо понимать друг друга: договариваться и со стропальщиком, и с простым рабочим. Он может сказать, мол, я ему не так подвел груз, а я понимаю, что все сделано по инструкции. И здесь легко поругаться. За смену мой кран мог переместить 50 кубов бетона, что немало. Но другие рабочие стремятся быстрее выполнить план – попросят, например, остаться после работы, а я не могу без разрешения начальства – нарушу технику безопасности. Поэтому крановщиков не все любят.

– На работе у вас случались несчастные случаи?

– Я должен следить за мельчайшим изменением обстановки, но даже внимательность не всегда спасает. Один мужик травмировался под моей стрелой. Мы строили 4-ю больницу, я подавал щитки опалубки. Стропальщик дал команду «вира» (вверх) и, видимо, не успел убрать руки с груза. В итоге его подняло где-то на метр, он упал и сломал ногу. Его увезла скорая, а меня проверили на алкотестере. Но в той ситуации рано была дана команда «вира», поэтому меня не наказали.

Василий Антонович вспоминает, как брал своего маленького сына на работу и тот восторженно наблюдал за строительным процессом. Прошли годы, и сын, ставший сам отцом, начал покупать внуку Василия Антовича игрушечные краны на батарейках. И вот дедушка вновь передает свой опыт подрастающему поколению. Хотя по стопам деда-крановщика никто не пошел, он не расстраивается сейчас другое время, спокойно объясняет наш герой.

Мы сделали крюк и вернулись в Октябрьский район. Смотрю вслед «моему» дедушке, который направляется к себе домой. Хоть Василий Антонович уже 5 лет как на пенсии, он продолжает работать. Отучился на курсах лифтера и сейчас трудится в РНПЦ травматологии и ортопедии, которую когда-то сам и реставрировал.